РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2021 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,
при секретаре Булыгине А.С.,
с участием представителя истца Буклей А.Л., представителя ответчика Стефаненко Е.Д., Головко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3508/2021 по исковому заявлению Шепелева Виктора Васильевича к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре о возмещении стоимости оказанной услуги по изготовлению технического средства реабилитации,
установил:
Шепелев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре о возмещении стоимости оказанной услуги по изготовлению технического средства реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом второй группы. 29.06.21 г. он обратился к ответчику о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации - протеза бедра модульного в размере 317 422, 61 руб. 24.08.21 г. ему перечислены денежные средства в размере в размере 173 488, 46 руб. Просит суд признать незаконным решение о размере компенсации, обязать ответчика вынести новое решение о размере компенсации и возместить в полном объеме оставшуюся не выплаченную сумму в размере 140 066, 05 руб.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считают возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика считают требования несостоятельными по основаниям, указанным в возражениях, просят в иске отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шепелев В.В. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации от 11.01.17 г. для истца установлена нуждаемость в протезе бедра модульном, 1 шт.
28.06.21 г. Шепелев В.В. заключил договор с ООО «РОЦ «Жемчужина Югры» на изготовление технического средства реабилитации - протеза бедра модульного в количестве 1 пара со следующими техническими характеристиками: протез бедра модульный; косметическая облицовка - модульная мягкая полиуретановая; косметическое покрытие облицовки – чулки ортопедические перлоновые. Приемная гильза индивидуальная, материал индивидуальной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол листовой термопластичный пластик. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные, крепление с использованием замка, вакуумной мембраны с выпускным клапаном. Регулировочно-соединительные устройства соответствуют весу инвалида. Коленный шарнир пневматический многослойный, с высокой подкосоустойчивостью и независимым бесступенчатым механизмом регулирования фазы сгибания и разгибания. Стопа для пациентов со средним уровнем активности. При изготовлении изделия использованы полимерный чехол, коленный шарнир, стопа.
В соответствии с актом сдачи-приемки изделий от 28.06.17 г. истец произвел оплату по договору за техническое средство реабилитации – протез бедра модульный в размере 317 422, 61 руб.
По заявлению Шепелева В.В. о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации ответчик на основании приказа от 30.07.21 произвел выплату истцу в размере 173 488, 46 руб.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Согласно пункту 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г.), с изменениями, внесенными приказом от 6 мая 2019 г. № 307н, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Согласно пункту 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно пункту 7 Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Шепелев В.В. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации нуждается в техническом средстве реабилитации - протезе бедра модульном, при этом указаний на какие-либо дополнительные функции и технические характеристики протеза в индивидуальной программе реабилитации не содержится, самостоятельно приобретенный истцом протез бедра модульный по своим техническим характеристикам отличается от общей характеристики протеза, нуждаемость в котором установлена в индивидуальной программе реабилитации, в связи с чем размер компенсации за самостоятельно приобретенный истцом протез не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается истец в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В силу пунктов 3, 4 и 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, ответчик правомерно выплатил истцу компенсацию за протез бедра модульного типа, предусмотренной в классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
На дату обращения Шепелева В.В. к ответчику с заявлением о выплате компенсации, имел место завершенный исполнением государственный контракт № 180 от 134.10.20 г., заключенный между ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО –Югре и ООО «Югорский Реабилитационно-технический центр», в контракте стоимость протеза бедра модульного установлена в различном размере, исходя из характеристик протеза, в том числе и в размере 173488, 46 руб., нуждаемость истца в протезе бедра модульном, обладающем иными техническими характеристиками в индивидуальной программе реабилитации от 11.01.17 г. не отражена.
Ссылка стороны истца на заключение медико – технической комиссии ООО «РОЦ «Жемчужина Югры» от 15.06.21 г., как на доказательство нуждаемости Шепелева В.В. в протезе для пациентов со средней степенью активности с указанными дополнительными характеристиками, не принимается судом во внимание, поскольку объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Какие - либо изменения, дополнения в индивидуальную программу реабилитации Шепелева В.В. не вносились.
Таким образом, приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации с дополнительными характеристиками не порождает право на возмещение полной стоимости.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Шепелева Виктора Васильевича к Государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округ – Югре о возмещении стоимости оказанной услуги по изготовлению технического средства реабилитации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено и подписано 8 декабря 2021 года.
Судья О.В. Костина
копия верна
Судья О.В. Костина