57RS0023-01-2023-001159-07
2-1807/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года г.Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Фоминой Я.Н.,
с участием представителя администрации г.Орла Митюшкиной А.А.,
представителя МКУ «ОМЗ г.Орла» Дмитриева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1807/23 по иску прокуратуры Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, МКУ «Жилищное управление г.Орла», МКУ «Объединённый муниципальный заказчик», об обязании ограничить доступ в аварийное здание,
установил:
Прокуратура Заводского района г.Орла обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Орла об обязании ограничить доступ в аварийное здание; в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МКУ «Жилищное управление г.Орла», МКУ «ОМЗ г.Орла». В обоснование иска указано следующее.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г.Орёл, ул.Латышских стрелков, д.2а, является потенциально опасным.
В 2013 году ОАО «Орёлоблкомунпроект» осуществлено обследование данного дома. В результате обследования установлено следующее: конструкции наружных и внутренних стен и междуэтажных перекрытий дома находятся в аварийном техническом состоянии, общий износ дома составляет 70 %.
Постановлением администрации г.Орла № 2810 от 20.06.2013 года на основании заключения межведомственной комиссии № 644 от 04.04.2013 года жилой дом, расположенный по адресу: г.Орел, ул.Латышских стрелков, д.2а, был признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок расселении дома – до 30.12.2017 года. По настоящее время дом не расселён, его состояние ухудшается; здание находится в неудовлетворительном состоянии: выбиты оконные и дверные проёмы, отсутствуют металлические и стеклянные части входной групп, напольные покрытия, провода и кабели, радиаторов отопления, металлические конструкции, лестничные перила и часть лестничных пролётов; кровля протекает во многих местах, что способствует постоянному попаданию воды во внутренних помещения и на электрооборудование, разрушает стены и полы, все обеспечивающие системы находятся в нерабочем состоянии, здание отключено от водо-, электро- и теплоснабжения; помещения имеют свободный доступ.
С целью проведения работ по ограничению доступа в данное здание прокуратурой района было внесено представление мэру г.Орла по факту неприятия мер по ограничению доступа в здание, какие-либо меры приняты не были.
Указывая, что состояние дома создают угрозу жизни и здоровью, которые продолжают проживать в данном доме, лиц, имеющих беспрепятственный доступ в данный дом, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика о по непроведению мероприятий по ограничению доступа в указанное здание, обязать ответчиков принять соответствующие меры- в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель администрации г.Орла Митюшкина А.А. возражала относительно удовлетворения иска – указала, что данный жилой дом фактически расселён, кроме того, обязанность по выполнению указанных прокурором мероприятий является обязанностью МКУ «Жилищное управление г.Орла»; также указала, что на настоящее время готовится постановление о сносе данного дома, поэтому выполнение каких-либо мероприятий по ограничению доступа в него является нецелесообразным; полагала разумным срок для выполнения заявленных прокурором мероприятий – шесть месяцев.
Представитель МКУ «ОМЗ г.Орла» Дмитириев М.В. позицию администрации г.Орла поддержал; указал, что выполнение мероприятий в связи с расселением аварийного жилого фонда, включённого в программу расселения аварийного жилья, является обязанностью МУ «Жилищное управление г.Орла».
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Требования указанной правовой нормы обязательны для исполнения всеми собственниками независимо от их организационно-правовой формы и финансового состояния.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В 2013 году ОАО «Орёлоблкомунпроект» осуществлено обследование многоквартирного жилого дома № 2а по ул.Латышских стрелков г.Орла. В результате обследования установлено следующее: конструкции наружных и внутренних стен и междуэтажных перекрытий дома находятся в аварийном техническом состоянии, общий износ дома составляет 70 %.
Постановлением администрации г.Орла № 2810 от 20.06.2013 года на основании заключения межведомственной комиссии № 644 от 04.04.2013 года жилой дом, расположенный по адресу: г.Орел, ул.Латышских стрелков, д.2а, был признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок расселении дома – до 30.12.2017 года.
Процессуальный истец указал, что по настоящее время дом не расселён, его состояние ухудшается; здание находится в неудовлетворительном состоянии: выбиты оконные и дверные проёмы, отсутствуют металлические и стеклянные части входной групп, напольные покрытия, провода и кабели, радиаторов отопления, металлические конструкции, лестничные перила и часть лестничных пролётов; кровля протекает во многих местах, что способствует постоянному попаданию воды во внутренние помещения и на электрооборудование, разрушает стены и полы, все обеспечивающие системы находятся в нерабочем состоянии, здание отключено от водо-, электро- и теплоснабжения; помещения имеют свободный доступ. Ненадлежащее состояние конструкций дома также подтверждается фотоматериалами, содержащимися в заключении ОАО «Орёлоблкоммунпроект» от 2013 года, представителями ответчиков не оспаривалось.
С целью проведения работ по ограничению доступа в данное здание прокуратурой района было внесено представление мэру г.Орла по факту неприятия мер по ограничению доступа в здание, какие-либо меры приняты не были.
Установив изложенное, суд признаёт доказанным, что на настоящее время спорный объект недвижимости находится в аварийном состоянии, при этом свободный доступ в здание не ограничен, в связи с чем оно является потенциально опасным с точки зрения общественной безопасности, ответчиком мер, направленных на предупреждение возможного вреда не принято, также исходит из того, что именно на ответчиках – каждом в пределах его полномочий - лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание.
Постановлением Правительства Орловской области № 176 от 29.03.2019 года утверждена «Областная адресная программа переселения граждан, проживающих на территории области, из аварийного жилого фонда» на 2019-2025 года. В соответствии с данным постановлением Правительства области постановлением администрации г.Орла № 1802 от 29.04.2019 года утверждена ведомственная целевая программа «Муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Орел» на 2019 – 2025 годы»; главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели и исполнителем является МКУ «Жилищное управление г.Орла». Мероприятия по расселению дома № 2а по ул.Латышских стрелков г.Орла включены в указанные программы, установлен срок расселения дома – до 31.12.2022 года.
Установив изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию г.Орла, МКУ «Жилищное управление г.Орла», МКУЦ «ОМЗ г.Орла» – каждого в пределах предоставленных им полномочий – обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу посторонних в данное здание.
Суд, при этом, не усматривает по данному делу нарушения принципа разделения властей, предусмотренного статьей 10 Конституции Российской Федерации, и принцип их самостоятельности.
Истцом заявлено об обязании ответчиков принять меры по ограничению доступа в аварийное здание путём заблокирования дверных и оконных проёмов объекта. Судебная экспертиза для определения конкретного перечня работ, необходимых для ограничения несанкционированного доступа в аварийное здание посторонних лиц судом не назначалась, о назначении судебной экспертизы никем из участников процесса заявлено не было, относительно заявленного истцом способа ограничения доступа от ответчиков возражений также не поступило.
Признавая иск обоснованным, суд обязан указать способ восстановления нарушенного права и это не ущемляет самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов входящих в их компетенцию, а направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Установив изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований процессуального истца и возложении на ответчиков обязанности принять меры по ограничению доступа в указанное выше аварийное здание заявленным истцом способом – путём обязания администрацию г.Орла, МКУ «Жилищное управление г.Орла», МКУ «ОМЗ г.Орла» каждого в пределах их полномочий, принять меры по ограничению несанкционированного доступа в спорное здание путём установления ограждения по периметру здания, заполнения (заблокирования) дверных и оконных проёмов.
На основании изложенного и руководствуясь ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокуратуры Заводского района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, МКУ «Жилищное управление г.Орла», МКУ «ОМЗ г.Орла» об обязании ограничить доступ в аварийное здание – удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орла, муниципальное казённое учреждение «Жилищное управление г.Орла», муниципальное казённое учреждение «Объединённый муниципальный заказчик» г.Орла» принять меры по ограничению несанкционированного доступа в аварийное здание, расположенное по адресу: г.Орёл, ул.Латышских стрелков, д.2а, путём заблокирования дверных и оконных проёмов здания – в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2023 года.