УИД 24RS0026-01-2023-000064-78
Дело № 2-101/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2023 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Криндаль Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Трофимовым Г.В.,
с участием прокурора Бажанова Д.В.,
представителя третьего лица Квятковской С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» с иском об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки по соблюдению указанного законодательства установлено, что ответчик эксплуатирует котлоагрегат, то есть объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду, без соблюдения требований ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и п.67,73 СанПиН 2.1.3684-21.
Прокурор с учетом уточнений просил возложить на образовательное учреждение обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- подать заявку на постановку на государственный учет котлоагрегата – объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду;
- разработать и утвердить нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании прокурор Бажанов Д.В. поддержал уточненные исковые требования по изложенным доводам.
Представитель ответчика Гордиенко С.В. (директор образовательного учреждения) в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором также признал в полном объеме требования прокурора.
Представитель третьего лица Квятковская С.С. (представитель учредителя образовательного учреждения), действуя на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска.
Признав, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2022 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В силу части 2 статьи 69 того же Федерального закона N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Пунктом 8 данной статьи установлено, что ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Согласно п. п. 1 - 4 ст. 69.2 вышеназванного Федерального закона N 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов; форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
В соответствии пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 2 статьи 19 указанного закона установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Судом установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность в области среднего общего образования по адресу <...>.
Для отопления здания, в котором размещено образовательное учреждение, ответчиком эксплуатируется котлоагрегат- автоматическая угольная модульная котельная Терморобот.
Таким образом, ответчиком эксплуатируется стационарный источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух. При этом, в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства, указанный котлоагрегат не состоит в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. С заявкой на постановку котлоагрегата на соответствующий государственный учет ответчик не обращался, что им не оспаривается.
Поскольку стационарный источник выброса вредных веществ не состоит на соответствующем государственном учете, то ответчиком не принималось мер к разработке и утверждению нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
13.05.2022 г. в адрес ответчика прокурором Каратузского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, однако действенных мер к этому со стороны ответчика не принято.
При таком положении требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых прокурор освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить..
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- подать заявку на постановку на государственный учет эксплуатируемый котлоагрегат – объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду;
- разработать и утвердить нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального образования «Каратузский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме, в апелляционном порядке, через Каратузский районный суд.
Председательствующий Т.В.Криндаль