Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4390/2023 ~ М-3651/2023 от 18.07.2023

УИД: 34RS0008-01-2023-005159-47

Дело №2-4390/2023

            

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

«17» октября 2023 года                     г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Житеневой Е.С.

при секретаре судебного заседания Калиничевой Д.А.

с участием старшего помощника прокурора г.Волгограда Бурмистровой О.В.

представителя ответчика администрации Волгограда по доверенности Заставной А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Волгограда, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Волгограда, МКУ «Материально-хозяйственная служба» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г.Волгограда с иском к к администрации Волгограда, МКУ «Материально-хозяйственная служба» о возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Волгограда в части доступности зданий ее структурных подразделений для маломобильных групп населения, и было установлено отсутствие пандуса, обеспечивающего доступность здания, занимаемого комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда для маломобильных групп населения, а по месту нахождения департамента муниципального имущества администрации Волгограда (г.Волгоград, ...) вызывное устройство связи с персоналом для маломобильных групп населения находится в нерабочем состоянии. Перечисленные помещения находятся на праве оперативного управления у МКУ «Материально-хозяйственная служба».

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил суд возложить на администрацию Волгограда (ИНН 3444059139) в течение 2-х месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить финансирование установки пандуса в здание, занимаемое Комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда, расположенное по адресу: г.Волгоград, ...; проведение ремонтных работ вызывного устройства связи с персоналом для маломобильных групп населения в здании департамента муниципального имущества администрации Волгограда, расположенном по адресу: г.Волгоград, ...; возложить на МКУ «Материально-хозяйственная служба» (ИНН 3444188720) обязанность в течение 2-х месяцев с момента выделения финансирования осуществить мероприятия по установке пандуса в здание, занимаемое Комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда, расположенное по адресу: г.Волгоград, ...; проведению ремонтных работ вызывного устройства связи с персоналом для маломобильных групп населения в здании департамента муниципального имущества администрации Волгограда, расположенном по адресу: г.Волгоград, ....

Определением Центрального районного суда г.Волгограда от 17 октября 2023 года прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора г.Волгограда к администрации Волгограда, МКУ «Материально-хозяйственная служба» о проведении работ по ремонту вызывного устройства связи с персоналом для маломобильных групп населения в здании департамента муниципального имущества администрации Волгограда, расположенном по адресу: г.Волгоград, ....

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Волгограда Бурмистрова О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что по указанию суда совместно с представителем администрации Волгограда был осуществлен совместный осмотр здания, занимаемого Комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда, и вопреки суждениям ответчика, какой-либо пандус – постоянный или инвентарный, отсутствовал, что свидетельствует об ограничении доступности структурного подразделения администрации Волгограда для маломобильных групп населения.

Представитель ответчика администрации Волгограда по доверенности Заставная А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, не отрицала, что на момент совместного с представителем прокуратуры г.Волгограда осмотра здания занимаемого Комитетом молодежной политики и туризма администрации Волгограда, пандус отсутствовал, в связи с чем не оспаривала необходимость в его установке, между тем, указывала, что прокуратура и суд не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления по формированию и исполнению бюджета муниципального образования, вследствие чего исковые требования прокурора о возложении на администрацию Волгограда обязанности профинансировать установку пандуса не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика МКУ "Материально-хозяйственная служба", представители третьих лиц - Комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента финансов администрации Волгограда, Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика администрации Волгограда, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.ж, ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 215-О).

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и социальных прав и свобод, установленных конституцией государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами государства, определяется Модельным законом "О социальной защите инвалидов" (принят ДД.ММ.ГГГГ в ... на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, постановление N 31-19).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Нормативное закрепление требований доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании указанных зданий и сооружений пандусами. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.../пр утвержден «Свод правил 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее СП 59.13330.2020).

На основании п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном месте или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В силу п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.

Согласно п. 6.1.3 СП 59.13330.2020, в зданиях памятников архитектуры и культуры или при временном приспособлении зданий для обеспечения доступа инвалидов могут применяться инвентарные пандусы.

При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Волгоградской ... думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», «Ансамбль Набережной ...» является объектом культурного наследия, находящимся на территории Волгоградской области, подлежащий государственной регистрации как памятник истории и культуры регионального значения.

Приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... установлены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Набережной ...», расположенного по адресу: г.Волгоград, наб. 62-й Армии.

Здание, расположенное по адресу: г.Волгоград, ..., ... входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль Набережной ...».

Помимо того, что вышеуказанное здание является объектом культурного наследия, в нем располагается комитет молодежной политики и туризма администрации Волгограда, представляющий собой объект социального назначения, доступ к которому должен быть обеспечен для граждан маломобильных групп населения.

Согласно представленным в дело доказательствам, здание комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда предъявляемым законом требованиям о доступности для граждан маломобильных групп населения не отвечает.

Из представленных в дело фотографий усматривается, что входная площадка в здание, где располагается комитет молодежной политики и туризма администрации Волгограда, не находится на одной поверхности с пешеходным тротуаром, вследствие чего доступность данного объекта социальной инфраструктуры для граждан маломобильных групп населения должна обеспечиваться установкой пандуса.

В июне 2023 года прокуратурой г.Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Волгограда и было установлено отсутствие пандуса, обеспечивающего доступ граждан маломобильных групп населения к зданию комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда.

Данное обстоятельство также подтверждается актом совместного осмотра прокуратурой и администрацией Волгограда, актуального на дату ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Волгоград, ..., ..., передано в пользование Муниципального казенного учреждения «Материально-хозяйственная служба» (сокращенное наименование МКУ «МХС») по договору безвозмездного пользования имуществом муниципальной имущественной казны Волгограда для осуществления учреждением уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Пунктом 5 приведенной выше нормы закона предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «МХС» обратилось к главному распорядителю бюджетных средств- в администрацию Волгограда с просьбой увеличить лимиты бюджетных обязательств, в том числе для установки пандуса в помещении, расположенном по адресу: г.Волгоград, ..., ....

Расходы на установку пандуса в нежилом помещении включены в проект бюджетной сметы на 2024 финансовый год.

Таким образом, совокупностью представленных в дело доказательств объективно подтверждается, что здание комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда до настоящего времени не оборудовано пандусом, что свидетельствует о несоблюдении администрацией Волгограда законодательства о социальной защите инвалидов, вследствие чего заявленные прокурором г.Волгограда исковые требования о возложении обязанности на администрацию Волгограда осуществить финансирование работ по установке пандуса и на МКУ «МХС» провести установку данного пандуса, суд находит законными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации Волгограда о том, что прокуратура и суд не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления по формированию и исполнению бюджета муниципального образования, вследствие чего исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, судом отклоняются.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам возражений, администрация как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов - с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по обеспечению условий доступности объекта социального назначения для инвалидов.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Определяя срок исполнения возложенных на ответчиков настоящим решением обязательств, суд руководствуется заявленными прокурором г.Волгограда требованиями, их социальной значимостью, а также тем обстоятельством, что ни администрация Волгограда, ни МКУ «МХС» не предоставили суду доказательств и не привели убедительных доводов невозможности исполнения решения суда в течение заявленных прокурором 2-х месяцев.

При этом ответчик не лишен права в случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке части 1 статьи 203 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 3444059139) ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ....

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 3444188720) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ....

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.10.2023░.

░░░░░             ░░░░░░░░ ░.░.

2-4390/2023 ~ М-3651/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г.Волгограда
Ответчики
администрация г.Волгограда
МКУ "Материально-хозяйственная служба"
Другие
Комитет молодежной политики и туризма администрации г.Волгограда
Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области
Департамент муниципального имущества администарции г.Волгограда
Департамент Финансов г. Волгограда
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Житенева Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
18.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2024Дело оформлено
13.06.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее