Дело №2-2432/2024
УИД: 22RS0068-01-2024-001951-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2024 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Топорова А.А.,
при секретаре Кузнецовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Славгородский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» указывая, что проведенной межрайонной прокуратурой в ноябре 2023 года проверкой соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в рамках разрешения обращения ФИО2, установлено, что па автодороге Юдиха-Тюменцево-Баево-Александровка-Знаменка-Славгород от села Нововознесенка до села Знаменка на данном участке проезжей части имеются многочисленные выбоины, дефекты дорожного покрытия, просадки и проломы проезжей части, превышающие требования п. пункта 5.2 п.п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Собственников вышеуказанных автомобильных дорог является Алтайский край. Вопросы надлежащего содержания вышеуказанных автомобильных дорог, в том числе, вопросы определения сроков и объемов необходимых ремонтных работ, относится к ведению КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края».
29.12.2023 прокурором района с целью устранения выявленных нарушений в адрес начальника КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были.
Указанное бездействие отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.
На основании изложенного прокурор просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, на участке автомобильной дороги Юдиха-Тюменцево-Баево-Александровка-Знаменка-Славгород от села Нововознесенка до села Знаменка, с установлением срока исполнения не позднее 01.08.2024.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Центрального района г. Барнаула Слинкина Е.Е. на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения процессуального истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что проведенной Славгородской межрайонной прокуратурой в ноябре 2023 года проверкой соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в рамках разрешения обращения ФИО2, установлено, что па автодороге Юдиха-Тюменцево-Баево-Александровка-Знаменка-Славгород от села Нововознесенка до села Знаменка на данном участке проезжей части имеются многочисленные выбоины, дефекты дорожного покрытия, просадки и проломы проезжей части, превышающие требования п. пункта 5.2 п.п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Собственников вышеуказанных автомобильных дорог является Алтайский край. Вопросы надлежащего содержания вышеуказанных автомобильных дорог, в том числе, вопросы определения сроков и объемов необходимых ремонтных работ, относится к ведению КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края».
29.12.2023 прокурором района с целью устранения выявленных нарушений в адрес начальника КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были.
Согласно ответу КГКУ «Алтайавтодор» от 29.12.2013 автомобильная дорога «Юдиха - Тюменцево - Баево – Александровка - Верх-Суетка - Знаменка - Славгород» III технической категории общей протяженностью 253,686 км. В рамках проведенной инструментальной диагностики дороги выявлено, что в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится 54,63%.
Участок «с.Нововознесенка - с.Знаменка» км 195+920 - км 217+200 протяженностью 21,280 км с интенсивностью движения менее 671 авто/сутки, в нормативном транспортно-эксплуатационном состоянии находится 7,86%. Данная дорога не входит в опорную сеть. Участок имеет черногравийное (общей протяженностью 13,031 км) и щебеночное покрытие (общей протяженностью 8,249 км).
В 2022-2023 годах на участке км 195+920 – км 197-920 между «с.Нововознесенка и с.Знаменка» автомобильной дороги «Юдиха-Тюменцево - Баево - Александровка - Верх-Суетка – Знаменка - Славгород» планом работ по содержанию выполнено восстановлению слоев дорожной одежды с устройством а/б покрытия общей протяженностью 2,0 км (в 2022г. - 0,724 км и в 2023 году 1,276 км) в соответствии с заключенным государственным контрактом № от 19.09.2022 года.
Обеспечение движения транспортных средств осуществляется по содержанию в пределах выделенных лимитов финансирования в 2023 году, на участке «с.Нововознесенка - с.Знаменка» выполнено восстановление целостности покрытия (ямочный ремонт) общей площадью 6708,87 м2.
Работы по восстановлению целостности покрытия на участке «с.Нововознесенка - с.Знаменка» в 2024 году будут продолжены в рамках доведенных лимитов финансирования по регламентному содержанию автомобильной дороги.
В настоящее время в продолжении линейности объектов разработана дефектная ведомость на восстановление верхних слоев дорожной одежды по содержанию на участок км 197+920 - км 200+920 протяженностью 3,0 км в муниципальном округе г.Славгород. Формируется план на разработку проектно-сметной документации. Объект планируется выполнить 2024-2025 годах.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора на участке автомобильных дорог Юдиха-Тюменцево-Баево-Александровка-Знаменка-Славгород от села Нововознесенка до села Знаменка отсутствует дорожное покрытие соответствующие утвержденным нормативам и требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
Постановлением Правительства Алтайского края от 06.07.2022 №250 "Об утверждении Правил ремонта и содержания, автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" определено, что Организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении подведомственного Министерству транспорта Алтайского края краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" осуществляется учреждением (п. 2).
Согласно Уставу КГКУ «Алтайавтодор», утвержденному приказом Министерства транспорта Алтайского края №93 от 28.12.2018, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогами (п.1.3).
Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных средств (п.2.8 Устава).В соответствии с п. 3.2 Устава, предметом деятельности КГКУ «Алтайавтодор» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Пунктом 3.3.1 Устава предусмотрено, что КГКУ «Алтайавтодор» исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение указанных работ, организует размещение государственного заказа, заключает государственные контракты с победителями торгов. Согласно п.3.3.2 Устава, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функцию по организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам, другим нормативным документам. С учетом изложенного, КГКУ «Алтайавтодор» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п. 11). Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12). На основании части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 123-ЗС "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае" установлено, что ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляются в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (подпункт "в" пункта 2 части 6). Согласно указанной Классификации восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна, укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия, полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий; ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя; замена бордюров, устройство недостающих и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах осуществляется в рамках работ по ремонту дорог (раздел III, пункт 2). Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Из приложения А1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что выбоина – это местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями; просадка - деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия; колея - деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора. Принимая во внимание указанные положения закона, технические требования, а также то обстоятельство, что участок автомобильной дороги, дорожное покрытие автомобильной дороги не соответствует требованиям, суд приходит к выводу, что отсутствие надлежащего дорожного покрытия автомобильной дороги создает опасть для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушает право неопределенного круга лиц на личную безопасность, безопасность дорожного движения. Статьей 33 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.204, ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, полагает необходимым и достаточным установить ответчику срок для исполнения решения суда – до 01.12.2024. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (ИНН 2225079331) обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, на участке автомобильной дороги Юдиха-Тюменцево-Баево-Александровка-Знаменка-Славгород от села Нововознесенка до села Знаменка.
Установить срок исполнения настоящего решения суда до 01 декабря 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Топоров