Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6345/2023 от 27.04.2023

Судья: Энгель А.А.                   адм. дело № 33а-6345/2023

УИД 63RS0031-01-2023-002497-75

№ 2а-2877/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04.05.2023 г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей     Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,

с участием прокурора Сапруновой А.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Аскерова Г.Ш.о. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.04.2023 по административному делу № 2а-2877/2023 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области к Аскерову Г.Ш.о. о помещении иностранного гражданина подлежащего депортации или реадмиссиии, в специальное учреждение,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного ответчика адвоката Гасымова Р.Г.о., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Аскерову Г.Ш.о. о помещении иностранного гражданина подлежащего депортации или реадмиссиии, в специальное учреждение.

В обоснование заявленных требований указано, что Аскеров Г.Ш.о., является гражданином <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Аскеров Г.Ш.о. осужден приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ с назначением наказания в виде 7 лет лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония № » УФСИН России по Самарской области. Пребывание в Российской Федерации административного ответчика, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. УФСИН России обязало его покинуть территорию Российской Федерации. ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд поместить гражданина <данные изъяты> Аскерова Г.Ш.о., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области (адрес дислокации: <адрес>) на срок до 06 июля 2023 года.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.04.2023 административное исковое заявление ГУ МВД России по Самарской области к Аскерову Г.Ш.о. о помещении иностранного гражданина подлежащего депортации или реадмиссиии, в специальное учреждение, удовлетворено в полном объеме (л.д. 20-23).

В апелляционной жалобе административный ответчик Аскеров Г.Ш.о. просит решение отменить, как незаконное (л.д. 28-29).

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика адвокат Гасымов Р.Г.о. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Прокурор Сапурнова А.С. в своем заключении полагала, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда не имеется. В связи с чем, полагала, что решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представитель ГУ МВД России по Самарской области ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из письма начальника Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области от 04.05.2023 № следует, что в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на органы внутренних дел возлагаются функции по содержанию в специальных учреждениях органов внутренних дел иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, депортации либо реадмиссии, помещенных в специальные учреждения по решению суда. Доставление указанных лиц в судебные заседания по обжалованию решений судов первой инстанции о помещении их в специальные учреждения, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Статьей 31 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней (пункт 1); в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней (пункт 2); иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

В силу пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

При этом согласно пункту 9.4 статьи 31 названного Федерального закона помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, может осуществляться только на основании решения суда.

В соответствии со статей 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

В соответствии со статей 269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса. Кроме того, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Судом установлено и следует из материалов дела, что гражданин <данные изъяты> Аскеров Г.ш.о., ДД.ММ.ГГГГ г.р., пребывал на территории Самарской области.

07.11.2016 Центральным районным судом г. Тольятти Самарской области за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ в отношении Аскерова Г.Ш.о. был вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде 7 лет лишения свободы. Отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония № » УФСИН России по Самарской области (л.д. 7-8).

29.03.2021 УФСИН России, принимая во внимание, что пребывание Аскерова Г.Ш.о. создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, а также руководствуясь частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признала пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Аскерова Г.Ш.о., нежелательным и обязал покинуть территорию Российской Федерации (распоряжение № ) (л.д. 5).

28.04.2021 ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации Аскерова Г.Ш.о. за пределы Российской Федерации (л.д. 6).

Распоряжение о нежелательности пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации и решение о его депортации административным ответчиком не оспорены.

У административного ответчика имеется паспорт гражданина <данные изъяты> с истекшим сроком действия.

Сведений о получении Асеровым Г.Ш.о. гражданства Российской Федерации материалы дела не содержат.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что сведений об обстоятельствах, препятствующих помещению иностранного гражданина в специальное учреждение, в материалах дела не имеется. Для исполнения решения о депортации, с учетом данных представителем административного истца пояснений, требуется время для согласования порядка исполнения решения о депортации, получение сертификата о возвращении на родину, приобретения проездных билетов. В связи с чем, суд пришел к выводу, что законные основания для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации у административного ответчика отсутствуют. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение является мерой, направленной на реализацию принятого уполномоченным государственным органом решения о депортации (принудительном перемещении) такого гражданина за пределы Российской Федерации. Применение этой меры к Аскерову Г.Ш.о. в данном случае, является мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и соразмерной цели защиты этих правоотношений. Срок, на который административный истец просит поместить административного ответчика в специальное учреждение является обоснованным. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что административное исковое заявление о помещении Аскерова Г.Ш.о. в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Самарской области подлежит удовлетворению.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции административный ответчик был лишен возможности представить суду сведения о том, что у него на территории Российской Федерации проживают двое детей: сын ФИО18 (<данные изъяты> лет) и сын ФИО19 (<данные изъяты> лет), которые являются гражданами Российской Федерации. Также в апелляционной жалобе административный ответчик отмечает, что у его отца ФИО20. имеется в собственности жилой дом, расположенный в сельском <адрес>, где он вправе проживать до рассмотрения судом дела об оспаривании решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, и доказательства в подтверждение данных сведений он также не мог представить суду первой инстанции, поскольку сразу после освобождения из мест лишения свободы он был доставлен сотрудниками в Центральный районный суд г. Тольятти для рассмотрения данного дела.

Указанные доводы не являются основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку обстоятельства наличия у Аскерова Г.Ш.о. родственников на территории Российской Федерации являлись предметом исследования суда первой инстанции и нашли верное отражение в решении суда.

Так, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что исключительных обстоятельств, связанных с личностью Аскерова Г.Ш.о. которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство в его личную и семейную жизнь, материалами дела не установлено.

Сведений о наличии у Аскерова Г.Ш.о. разрешительных документов, дающих право на законное пребывания на территории Российской Федерации, не представлено, равно как и доказательств обращения с заявлением о получении гражданства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Само по себе семейное положение Аскерова Г.Ш.о., наличие у него несовершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающими на территории Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении его права на уважение личной и семейной жизни.

Следует отметить, что административный ответчик не лишен права представить доказательства наличия у него несовершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации и сведений о наличии у его отца в собственности жилого дома на территории Самарской области вместе с апелляционной жалобой.

Между тем, указанные доказательства материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Аскеров Г.Ш.о. был лишен права воспользоваться квалифицированной юридической помощью для защиты своих прав также не является основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение ФСИН России и решение уполномоченного лица о депортации в отношении Аскерова Г.Ш.о. были вручены ему только в зале судебного заседания, заблаговременно он их не получал, в связи с чем был лишен права на их обжалование, также не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Законность вынесения указанных распоряжения и решения и соблюдение порядка их вручения административному ответчику не является предметом рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем, вышеизложенные доводы апелляционной жалобы могут являться предметом проверки в рамках рассмотрения дела об оспаривании указанных решений.

Между тем, как следует из материалов дела 29.03.2021 УФСИН России, принимая во внимание, что пребывание Аскерова Г.Ш.о. создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Аскерова Г.Ш.о., нежелательным и обязал покинуть территорию Российской Федерации (распоряжение № ) (л.д. 5).

28.04.2021 ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации Аскерова Г.Ш.о. за пределы Российской Федерации (л.д. 6).

Указанные решения незаконными не признаны, обратного в материалы дела не представлено.

Сведений о получении Аскеровым Г.Ш.о. гражданства Российской Федерации материалы дела также не содержат.

В соответствии с положениями части 3 статьи 25.10, подпунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ определено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение является мерой, направленной на реализацию принятого уполномоченным государственным органом решения о депортации (принудительном перемещении) такого гражданина за пределы Российской Федерации. Применение этой меры к Аскерову Г.Ш.о. в данном случае, является мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и соразмерной цели защиты этих правоотношений. Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и не влечет нарушение прав.

Из изложенного следует, что при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.04.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Аскерова Г.Ш.о. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6345/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Центрального р-на г.Тольятти
ГУМВД России по Самарской области
Ответчики
Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области (для вручения Аскерову Гошгару Шохрат оглы)
Другие
Старший инспектор по ОП ОИК УВМ ГУ МВД России по Самарской области Гоголев Дмитрий Викторович
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.04.2023Передача дела судье
04.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее