Судья Тумайкина Л.П. Дело № 92RS0002-01-2022-002213-74
(номер производства по делу Производство № 12-54/2022
суде первой инстанции 5-701/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 июля 2022 г. город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Орлова С. В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Малого И.Т., лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста-эксперта территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю – Рауткина В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу Малого И. Т. на постановление по делу об административном правонарушении от 17 мая 2022 г., вынесенное судьей Гагаринского районного суда города Севастополя, о привлечении Малого И. Т. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2022 г. Малый И.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему, с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Малый И.Т. подал в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить. В обоснование жалобы Малый И.Т. указывает, что в августе 2021 года вернулся из Украины, 4 августа 2021 г. прошел ПЦР-исследование, затем увидел, что медучреждение, которое проводило исследование, опубликовало сведения об отрицательных результатах исследования на сайте Госуслуг, в связи с чем искренне полагал, что необходимость дополнительно заполнять что-либо на сайте Госуслуг, отсутствует. Просит учесть, что его действиями никакого вреда причинено не было, что он ранее к административной ответственности не привлекался, в связи с чем просит отменить обжалуемое постановление, прекратив производство по делу ввиду малозначительности либо изменить вид и размер назначенного наказания.
Указанная жалоба подана заявителем в установленный законом процессуальный срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании Малый И.Т. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что тест на COVID-19 методом ПЦР был выполнен ним в первый день со дня прибытия на территорию Российской Федерации и размещен на портале государственных услуг лабораторией, в которой он его проходил, при этом лично в ЕПГУ форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию РФ» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) он ни после получения теста, ни до настоящего времени не заполнял, поскольку результаты теста были размещены лабораторий, что подтверждается скриншотом с официального сайта «Госуслуги». Также, при решении вопроса о необходимости сохранения назначенного судьей районного суда наказания и его виде и размере, просит учесть его состояние здоровья – наличие сахарного диабета 2 типа и гипертонической болезни.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении Рауткин В.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, настаивал на законности и обоснованности принятого судебного постановления.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10 – 16. В 34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715.
Соблюдение санитарных правил санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденные Постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Согласно абзацу 1 подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 г. № 57771) (далее – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Малого И.Т. к административной ответственности), гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения): в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1) (абзац 3 подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7).
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении жалобы, Малый И.Т., прибывший 4 августа 2021 г. с территории иностранного государства, в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7, в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, то есть до 8 августа 2021 г. включительно, не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
На момент рассмотрения жалобы Малого И.Т. установлено, что указанная информация не была им размещена ни в течение четырех дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, ни до настоящего времени.
На основании информации Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополь, полученной из ЕПГУ о прибывших из зарубежных стран на территорию Российской Федерации, главным специалистом-экспертом Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Рауткиным В.Г. 15 апреля 2022 г. в отношении Малого И.Т. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья районного суда, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении пришел к выводу, что указанное нарушение Малым И.Т. подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в связи с чем признал Малого И.Т. виновным в его совершении.
Выводы судьи районного суда являются правильными, поскольку фактические обстоятельства вменяемого Малого И.Т. административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2022 г., составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ; информацией Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополь от 21 октября 2021 г. № 82-00-04/10-16561-2021, согласно которой Малый И.Т., прибывший с территории Украины, в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7, не заполнил в ЕПГУ анкету по форме «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации», а также иными материалами дела.
Вопреки доводам привлекаемого лица, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы Малого И.Т. о том, что результаты теста ПЦР на новую коронавирусную инфекцию были размещены лабораторией на сайте Госуслуг, не могут быть приняты во внимание, поскольку размещение лабораторией, проводившей тест на новую коронавирусную инфекцию, сведений о готовности сданного теста и его доступности личном кабинете на портале Госуслуги, не свидетельствуют о выполнении Малым И.Т. требований подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7, то есть о размещении им информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
Доводы Малого И.Т. о том, что допущенное им правонарушение следует квалифицировать как малозначительное, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно абзаца 2 статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ, Главным государственным санитарным врачом Российской федерации 18 марта 2020 г. принято Постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», которое в силу вышеприведенных норм закона обязательно для исполнения, в том числе гражданами.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, связанного с невыполнением в установленный срок правил для въезжающих на территорию Российской Федерации граждан, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере контрольно-надзорных функций органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по обеспечению соблюдения юридическими лицами и гражданами санитарно-противоэпидемических правил при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, что свидетельствует о наличии большой степени общественной опасности. Невыполнение Малым И.Т. в установленный законом срок правил для въезжающих на территорию Российской Федерации граждан могло создать возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Таким образом, с учетом повышенной степени общественной опасности административного правонарушения, поскольку оно направлено против здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, данное деяние не может быть признано малозначительным, в связи с чем оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, не имеется.
Доводы жалобы о замене назначенного административного наказания на предупреждение являются необоснованными, поскольку с учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Между тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, ввиду ненадлежащего исполнения Малым И.Т. обязанностей, возложенных на него требованиями вышеуказанного Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом, допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах, не установлено.
Постановление о привлечении Малого И.Т. к административной ответственности вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Малому И.Т. с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ – в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, нарушений норм материального и процессуального права либо обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление по делу вынесено обоснованно и в соответствии с законом, в связи с чем постановление судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба Малого И.Т. – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 мая 2022 г. о привлечении Малого И. Т. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Малого И. Т. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова