Дело № 2-538/2022
УИД №***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 24 марта 2022 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Малюгановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Пычасская СОШ») о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации.
Исковые требования мотивированы тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения общеобразовательными организациями законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса.
Проверкой установлено, что во исполнение требований Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в МБОУ «Пычасская СОШ» проведено категорирование, по результатам которого объекту присвоена 3 категория опасности.
Согласно паспорту безопасности МБОУ «Пычасская СОШ» к критическим элементам объекта (территории) относятся электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (лестничная площадка, 1 этаж), электрощитовая (столовая), электрощитовая (лестничная площадка, 3 этаж).
Проверкой установлено, что критические элементы в МБОУ «Пычасская СОШ» системой видеонаблюдения не оснащены.
Негативными последствиями отсутствия системы видеонаблюдения являются нарушения прав учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства.
Истец просит возложить на МБОУ «Пычасская СОШ» обязанность устранить нарушения законодательства об образовании и террористической безопасности путем обеспечения в образовательной организации непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в паспорте безопасности, а именно электрощитовой (подвал № 1), электрощитовой (подвал № 1), электрощитовой (лестничная площадка, 1 этаж), электрощитовой (столовая), электрощитовой (лестничная площадка, 3 этаж) в срок до 01.09.2023 г.
В судебном заседании помощник Можгинского межрайонного прокурора Малюганова Е.Н. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Пычасская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Мазилкина Т.В. представила письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя МБОУ «Пычасская СОШ», указав, что исковые требования Можгинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании и террористической безопасности признает, последствия признания иска разъяснены и понятны.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что в силу своего государственного – правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях граждан.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательные организации несут ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из подпункта «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В п.15 Концепции указано, что одной из задач предупреждения (профилактики) терроризма является определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов, а также разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Статья 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (далее – Требования), устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере Министерства просвещения РФ.
Согласно п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно п. 12 Требований в качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений, коммуникаций; другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Как следует из паспорта безопасности МБОУ «Пычасская СОШ», образовательной организации присвоена 3 категория опасности объекта (территории). К критическим элементам объекта (территории) отнесены электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (лестничная площадка, 1 этаж), электрощитовая (столовая, 1 этаж), электрощитовая (лестничная площадка, 3 этаж).
В соответствии с п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 указанных Требований, осуществляется также и оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МБОУ «Пычасская СОШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования «Можгинский район». Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном порядке и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ «Пычасская СОШ» законодательства, регламентирующего безопасность обучающихся во время образовательного процесса.
В ходе проверки установлено, что МБОУ «Пычасская СОШ» относится к 3 категории опасности с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. Согласно паспорту безопасности на территории образовательной организации к критическим элементам объекта (территории) относятся электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (подвал № 1), электрощитовая (лестничная площадка, 1 этаж), электрощитовая (столовая), электрощитовая (лестничная площадка, 3 этаж).
В нарушение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также требований п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, указанные критические элементы объекта (территории) не оборудованы системой видеонаблюдения, что подтверждается письмом МБОУ «Пычасская СОШ» № 25 от 24.01.2022 г., справкой по результатам проверки от 01.02.2022 г. Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика не оспаривал.
Учитывая изложенное, установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона. Отсутствие системы видеонаблюдения критических элементов объекта (территории) отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, нарушает права учащихся на образование в условиях, соответствующих требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае суд считает, что признание иска не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Следовательно, согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ нет никаких препятствий для принятия судом, заявленного признания иска.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (абз. 2 ст.198 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах, исковые требования Можгинского межрайонного прокурора к МБОУ «Пычасская СОШ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности образовательной организации удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2023 г. устранить нарушения законодательства об образовании и террористической безопасности путем организации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Можгинского района «Пычасская средняя общеобразовательная школа» непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), указанных в паспорте безопасности, а именно электрощитовой (подвал №***), электрощитовой (подвал №***), электрощитовой (лестничная площадка, 1 этаж), электрощитовой (столовая), электрощитовой (лестничная площадка, 3 этаж).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2022 года.
Председательствующий судья- Е.В. Хисамутдинова