Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-672/2024 ~ М-688/2024 от 20.05.2024

Дело № 2-672/2024

УИД 64RS0022-01-2024-001016-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2024 года                                                     г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Руденко С.И.,

при секретаре судебного заседания Чихута М.А.,

с участием Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области               Кирьянова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Марксовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа с. Зоркино Марксовского района Саратовской области, третье лицо: Комитет образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, о возложении обязанности по организации проведения специальной оценки условий труда,

установил:

Заместитель Марксовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа с. Зоркино Марксовского района Саратовской области (далее – МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района) о возложении обязанности по организации проведения специальной оценки условий труда. В обоснование своих требований указывает, что Марксовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в образовательных учреждениях Марксовского муниципального района. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 22 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в указанном образовательном учреждении пятилетний срок проведения специальной оценки условий труда для должностей, предусмотренных штатным расписанием, истек в декабре 2023 года.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 15 марта 2024 года в адрес директора указанного образовательного учреждения внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени мероприятия по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда образовательным учреждением проведены не были. Просит возложить на МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области Кирьянов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Директор МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района Боярская Л.Н., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, при этом указала, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей известны и понятны.

Представитель третьего лица - Комитета образования администрации Марковского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, предусмотренными законом, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Кроме того, работодатель в силу положений приведенной статьи также обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда » обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 вышеуказанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Бездействие работодателя влечет нарушение требований ст. 4 ТК РФ в части запрещения трудовой деятельности работников, необеспеченными средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Круг конкретных лиц, которые могут работать у ответчика на основании условий трудового договора, законодательством не ограничен и может изменяться, то есть является индивидуально неопределенным.

Из материалов дела следует, что Марксовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в образовательных учреждениях Марксовского муниципального района. В ходе проверки установлено, что в МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района пятилетний срок проведения специальной оценки условий труда для должностей, предусмотренных штатным расписанием, истек в декабре 2023 года.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 15 марта 2024 года в адрес директора МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени мероприятия по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда образовательным учреждением проведены не были.

Из ответа директора МОУ-СОШ с. Зоркино Марксовского района на представление прокуратуры района следует, что устранить нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя.

Таким образом, бездействие работодателя влечет нарушение требований ст. 4 ТК РФ в части запрещения трудовой деятельности работников, необеспеченными средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Круг конкретных лиц, которые могут работать у ответчика на основании условий трудового договора, законодательством не ограничен и может изменяться, то есть является индивидуально неопределенным.

В силу действующего законодательства данное образовательное учреждение как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность за неисполнение своих обязательств.

В случае недостаточности финансирования именно учреждение должно принимать меры к его увеличению (подавать заявки о выделении денежных средств, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на исполнение своих обязательств и т.п.).

Отсутствие или недостаточность финансирования, осуществляемое бюджетами различных уровней, не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по исполнению трудового законодательства.

Доказательств совершения руководством образовательного учреждения активных действий, направленных на предоставление дополнительных заявок о выделении денежных средств в уполномоченный орган, оспаривание методики расчета субвенций, распределения денежных средств на исполнение требований трудового законодательства, а также доказательств выделения Министерством образования Саратовской области денежных средств (субвенций) образовательному учреждению менее установленного и запрашиваемого учреждением норматива в суд не представлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора законны, обоснованы, поэтому суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, что будет отвечать правам и интересам неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, учитывая положения приведенных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

           исковое заявление заместителя Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу с. Зоркино Марксовского района Саратовской области обязанность по организации проведения специальной оценки условий труда в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Марксовский городской суд Саратовской области.

    Мотивированный текст решения изготовлен – 06 июня 2024 года.

Судья                                                                               С.И. Руденко

2-672/2024 ~ М-688/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марксовская межрайонная прокуратура
Ответчики
МОУ СОШ с.Зоркино Марксовского района Саратовской области
Другие
Комитет образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области
Суд
Марксовский городской суд Саратовской области
Судья
Руденко Святослав Игоревич
Дело на странице суда
marksovsky--sar.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее