РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2023 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Наумовой Т.К.,
при секретаре Пушкиной Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1540/2023 по иску Прокурора Центрального района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-детский сад № 2» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-детский сад № 2» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», в результате которой в учебном корпусе <данные изъяты>, расположенном по адресу: г<адрес> выявлены существенные нарушения указанного законодательства.
Проверка показала, что в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» (УК № 129) в нарушение п. 14.3 Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в каждом защищаемом помещении не установлено не менее 3 точечных пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов, либо не менее 4 точечных пожарных извещателей, включенных по два извещателя в каждый шлейф; в нарушение п. 4.5 Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», п. 6 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» кабели и провода автоматических установок противопожарной защиты не соответствуют установленным требованиям; в нарушение п. 13.15.15. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м; в нарушение п. 13.3.4. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в ряде помещений точечные дымовые извещатели смонтированы не на несущих строительных конструкциях.
По результатам проверки прокурором Центрального района г. Тулы 26.01.2023 директору МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании и о пожарной безопасности.
Данное представление рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ директором МБДОУ «ЦРР - Д/С № 2» дан ответ, из которого следует, что подан запрос в лицензионную компанию на проектные (изыскательные) работы систем АПС. СОУЭ, а также на подготовку проектно-сметной документации и монтажу системы АПС в учебном корпусе <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»; подана заявка в управление образования администрации города Тулы для выделения средств на составление проектно-сметной документации и монтажа системы автоматической пожарной сигнализации.
Поскольку требования прокурора, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, не исполнены в полном объёме, данное представление было оставлено на контроле в прокуратуре района до полного устранения выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация директора МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2» о том, что заявка в управление образования администрации города Тулы для выделения денежных средств на составление проектно-сметной документации и монтажа системы автоматической пожарной сигнализации подана, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ финансирование на указанные цели отсутствует.
Таким образом, требования представления прокуратуры Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнены.
Согласно п. 1.5., 1.7. Устава МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2», утвержденного приказом управления образования администрации г. Тулы от 07.05.2019 № 209-осн, учредителем Центра развития ребенка - детского сада является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра развития ребенка - детского сада осуществляет администрации города Тулы. Центр развития ребенка - детский сад находится в подведомственном подчинении управления образования администрации города Тулы.
Центр развития ребенка - детский сад является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
Пунктом 1.8. Устава установлено, что права юридического лица у Центра развития ребенка - детского сада в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
Невыполнение законных требований прокурора по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности влечет нарушение прав детей, воспитывающихся в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», и других лиц на безопасные условия воспитания и пребывания в данной образовательной организации.
С учетом изложенных обстоятельств основываясь на нормах действующего законодательства, истец просит суд обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и выполнить в учебном корпусе <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> следующие мероприятия:
установить в каждом защищаемом помещении не менее 3 точечных пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов, либо не менее 4 точечных пожарных извещателей, включенных по два извещателя в каждый шлейф, в соответствии с требованиями п. 14.3 требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
установить кабели и провода автоматических установок противопожарной защиты в соответствии с требованиями п. 4.5 Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», п. 6 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»;
обеспечить расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей не менее 0,5 м в соответствии с требованиями п. 13.15.15. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила, проектирования»;
точечные дымовые извещатели в помещениях смонтировать на несущих строительных конструкциях в соответствии с требованиями п. 13.3.4 Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Обязать управление образования администрации города Тулы произвести финансирование для выполнения вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в учебном корпусе № 129 МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», расположенном по адресу: Тула, ул. Демьянова, д. 26.
Представитель истца Прокурора Центрального района г. Тулы помощник прокурора Шумская С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в их обоснование, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 2» директор Ямпиловская И.С. исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы признала частично, указала, что пожарная сигнализация в дошкольном учреждении имеется, она соответствует ране принятым требованиям к такого рода системам безопасности, функционирует в штатном режиме. В настоящий момент прорабатывается вопрос о модернизации системы пожарной безопасности и пожаротушения, приведении её в соответствие с новыми требованиями законодательства, но смонтировать новую систему пожарной безопасности и устранить все замечания прокурора, указанные в представлении одномоментно невозможно так как финансирование деятельности дошкольного учреждения осуществляется бюджетными средствами в пределах доведенных лимитов.
Представитель ответчика Управления образования Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства.
В силу п. 2 ч. 3 и п. п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающими, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона Тульской области от 07.10.2009 № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» условия воспитания, обучения и содержания детей в образовательных и иных организациях должны соответствовать их безопасности, санитарно-гигиеническим, возрастным требованиям и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 21..12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее -Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
За нарушение требований пожарной безопасности руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 38 вышеуказанного закона).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
На основании ч. 1 ст. 83 вышеуказанного Федерального закона автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в здании и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Исходя из требований ч. 4 ст. 4 того же закона, в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Согласно п. 14.3. требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов; четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф.
Согласно п. 4.5. Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» кабели и провода СПЗ, прокладываемые при групповой прокладке (расстояние между кабелями менее 300 мм), должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3. или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки), и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315.
Согласно п. 13.15.15. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы. и правила проектирования» при - параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.
Пунктом 13.3.4. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» предусмотрено, что точечные пожарные извещатели следует устанавливать под перекрытием.
При невозможности установки извещателей непосредственно на перекрытии допускается их установка на тросах, а также стенах, колоннах и других несущих строительных конструкциях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что перечисленные требования действующего законодательства нарушены, а именно в учебном корпусе <данные изъяты> МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №. 2» системы противопожарной защиты установлены в соответствии с требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности». Следовательно, к данному объекту применяются требования указанных нормативных документов в сфере пожарной безопасности с учетом внесенных изменений.
Входе проведенной прокуратурой Центрального района проверки также установлено, что в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» (УК № 129) в нарушение п. 14.3 Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в каждом защищаемом помещении не установлено не менее 3 точечных пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов, либо не менее 4 точечных пожарных извещателей, включенных по два извещателя в каждый шлейф; в нарушение п. 4.5 Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», п. 6 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» кабели и провода автоматических установок противопожарной защиты не соответствуют установленным требованиям; в нарушение п. 13.15.15. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. автоматические. Нормы и правила проектирования» расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей менее 0,5 м; в нарушение п. 13.3.4. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в ряде помещений точечные дымовые извещатели смонтированы не на несущих строительных конструкциях.
По результатам проверки прокурором Центрального района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ директору МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании и о пожарной безопасности.
Данное представление рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ директором МБДОУ «ЦРР - Д/С № 2» дан ответ, из которого следует, что подан запрос в лицензионную компанию на проектные (изыскательные) работы систем АПС. СОУЭ, а также на подготовку проектно-сметной документации и монтажу системы АПС в учебном корпусе № <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной " защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»; подана заявка в управление образования администрации города Тулы для выделения средств на составление проектно-сметной документации и монтажа системы автоматической пожарной сигнализации.
Поскольку требования прокурора, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, не», исполнена в полном объёме, данное представление было оставлено на контроле в прокуратуре района до полного устранения выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступила информация директора МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2» о том, что заявка в управление образования администрации города Тулы для выделения денежных средств на составление проектно-сметной документации и монтажа системы автоматической пожарной сигнализации подана, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ финансирование на указанные цели отсутствует.
Таким образом, требования представления прокуратуры Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнены.
Согласно п. 1.5., 1.7. Устава МБДОУ «ЦРР-Д/С № 2», утвержденного приказом управления образования администрации г. Тулы от 07.05.2019 № 209-осн, учредителем Центра развития ребенка - детского сада является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра развития ребенка - детского сада осуществляет администрации города Тулы. Центр развития ребенка - детский сад находится в подведомственном подчинении управления образования администрации города Тулы.
Центр развития ребенка - детский сад является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.
Пунктом 1.8. Устава установлено, что права юридического лица у Центра развития ребенка - детского сада в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
Невыполнение законных требований прокурора по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности влечет нарушение прав детей, воспитывающихся в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», и других лиц на безопасные условия воспитания и пребывания в данной образовательной организации.
Соблюдение действующих на момент эксплуатации здания норм и правил пожарной безопасности является обязательным, поскольку в данном случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, и прежде всего малолетних детей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", решением Тульской городской Думы от 25.01.2012 N 40/803 "О Положении "Об управлении образования администрации города Тулы", Управление образования администрации города Тулы является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации города Тулы, обеспечивающим реализацию исполнительно-распорядительных функций и полномочий органа местного самоуправления - администрации города Тулы в сфере образования, функционирования системы отдыха детей.
Управление образования осуществляет свою деятельность в том числе через подведомственные муниципальные учреждения, определенные муниципальными правовыми актами администрации города Тулы, во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Тулы.
Управление образования обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление образования имеет самостоятельный баланс, смету, лицевые счета, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, печать, штампы, бланки. В подведомственном подчинении управления образования находятся муниципальные образовательные организации, учреждения организации отдыха и оздоровления детей (далее - подведомственные учреждения).
Принимая решение о возложении на Управление образования Администрации г. Тулы обязанности выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-детский сад № 2» средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд исходит из того, что данный ответчик как учредитель бюджетного учреждения и главный распорядитель бюджетных средств несут обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений, при том, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что причиной невыполнения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка-детский сад № 2» предписания прокурора Центрального района г. Тулы об устранении нарушений требований пожарной безопасности явилось отсутствие финансирования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прокурора Центрального района г. Тулы в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-детский сад № 2» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в области пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и выполнить в учебном корпусе <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> следующие мероприятия:
установить в каждом защищаемом помещении не менее 3 точечных пожарных извещателей, включенных в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов, либо не менее 4 точечных пожарных извещателей, включенных по два извещателя в каждый шлейф, в соответствии с требованиями п. 14.3 требованиями Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
установить кабели и провода автоматических установок противопожарной защиты в соответствии с требованиями п. 4.5 Свода правил № 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», п. 6 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»;
обеспечить расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей не менее 0,5 м в соответствии с требованиями п. 13.15.15. Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила, проектирования»;
точечные дымовые извещатели в помещениях смонтировать на несущих строительных конструкциях в соответствии с требованиями п. 13.3.4 Свода правил № 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Обязать Управление образования администрации города Тулы произвести финансирование для выполнения вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в учебном корпусе <данные изъяты> МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2», расположенном по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий