Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-726/2024 ~ М-524/2024 от 27.04.2024

УИД: 38RS0017-01-2024-000837-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2024 года                                                                     г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Филончук Е.С.,

при секретаре Перфильевой Я.Ю.,

с участием представителя ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-726/2024 по исковому заявлению Дроздова Г.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования об изъятии жилого помещения путем его выкупа с прекращением права общей долевой собственности, определении и выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение,

установил:

Истец Дроздова Г.С. обратилась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования об изъятии жилого помещения, взыскании выкупной цены, прекращении права собственности.

В обоснование заявленных требований указано, что истец с дата обезличена является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения – <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>. Собственниками в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение по 1/6 каждая по праву наследования с дата обезличена также являются Дроздова Т.В. и Дроздова В.В. Согласно заключению Межведомственной комиссии <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен, многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийный и подлежащим сносу. Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена за номер обезличен «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о том, что многоквартирный дом по адресу: <адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен. В связи с тем, что дальнейшее проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья, что подтверждается экспертным заключением ООО «ЦЭОиК «САМПАД» номер обезличен от дата обезличена (принятым в основу решения межведомственной комиссией при принятии решения о сносе многоквартирного дома), получив отказ ОГКУ по <адрес обезличен> о социальной выплате по утрате жилого помещения в связи с чрезвычайной ситуацией в 2019 году, истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей выплаты денежной компенсации в счет возмещения доли за утраченное жилое помещение. Однако, письменным ответом от дата обезличена ей отказано. Отказ мотивирован тем, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, органом местного самоуправления не принималось, соответственно выплатить денежную компенсацию в счет возмещения за жилое помещение невозможно. Истец полагает, что имеет право требования взыскания выкупной стоимости жилого помещения независимо от реализации мероприятий ответчиком, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В связи с тем, что жилой дом, в котором находилось принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, она имеет право на получение выкупной стоимости жилого помещения. Соглашение о цене изымаемого жилого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто, до настоящего времени не заключено, соглашение о предоставлении иного жилого помещения. На основании заключения специалиста об оценке рыночной стоимости спорной квартиры от дата обезличена, выполненного ООО «ЭКСПЕРТ ОЦЕНКА» рыночная стоимость 3-х комнатной квартиры, находящейся на 2 этаже двухэтажного кирпичного дома, площадью <данные изъяты> кв.м. без учета аварийного состояния на дата обезличена составляет <данные изъяты> руб.

На основании изложенного истец Дроздова Г.С. просит суд определить размер возмещения 2/3доли в праве долевой собственности за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение - <адрес обезличен>, по адресу <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в пользу Дроздова Г.С. выкупную цену 2/3 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, принадлежащем ей на праве личной собственности <адрес обезличен>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, в размере <данные изъяты> руб.; прекратить право собственности Дроздова Г.С. на квартиру № 10, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, после выплаты администрацией Нижнеудинского муниципального образования в её пользу выкупной цены доли изымаемого жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

Протокольным определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району».

В судебное заседание истец Дроздова Г.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, и в отсутствие её представителя по ордеру адвоката Кузьминой Е.Б.

Представитель ответчика администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанов С.А., действующий на основании доверенности с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в судебном заедании исковые требования не признал, указал что многоквартирный дом не внесен в программу переселения, считает, что стоимость выкупной цены в данном случае должна определяться в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку жилое помещение признано непригодным в результате произошедшего в июне 2019 года на территории Нижнеудинского района наводнения, а не в соответствии с оценкой рыночной стоимости квартиры.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Дроздова Т.В., Дроздова В.В., не явились, извещены судом надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя ответчика, оценив представленные суду доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу положений статьи 40 Конституции РФ конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Так, частью 10 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В силу части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника (часть 12 статьи 32 ЖК РФ).

Статьями 2, 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 12 части 1 статьи 4 ЖК РЖ) отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 9 часть 1 статьи 14 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, находится на территории Нижнеудинского муниципального образования.

На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от дата обезличена Дроздова Г.С. имеет по 2/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. Право собственности истца зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости дата обезличена.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, полученной по запросу суда, от дата обезличена жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, принадлежит на праве общей долевой собственности Дроздовой Т.С. в размере 1/6 доли, Дроздова В.В. в размере 1/6 доли, Дроздова Г.С. в размере 2/3 доли. Ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Суд считает установленным, что жилое помещение - квартира № 10, общей площадью 65,1 кв.м., расположенная в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащая истцу на праве общей долевой собственности с дата обезличена, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не пригодна для проживания, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния многоквартирного жилого дома.

Из буквального прочтения постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу следует, что срок отселения, расселения физических и юридических лиц из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу не установлен.

По сообщению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в программу «Переселение граждан, проживающих на территории Нижнеудинского муниципального образования, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до дата обезличена, в 2019-2025 годах», не включен.

Таким образом, судом установлено и не оспорено сторонами,                                          что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, до настоящего времени администрацией Нижнеудинского муниципального образования не осуществлен снос дома, постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» не исполнено.

Поскольку, как указывалось выше, многоквартирный жилой дом по спорному адресу, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права истца, как собственника жилого помещения в таком доме, могут быть обеспечены только в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном жилом доме.

Анализируя вышеизложенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что обеспечение жилищных прав таких граждан не может быть поставлено в зависимость от формального соблюдения или несоблюдения ответчиком предусмотренных статьей 32 ЖК РФ требований.

Несмотря на то, что вопросы определения сроков отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, не исключен судебный контроль за такими решениями публичного органа, в том числе в части разумности установления такого срока, особенно в случае, когда стоит вопрос угрозы жизни и здоровью.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата обезличена, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение,                             в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Таким образом, техническое состояние многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, установление обстоятельств опасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, является значимым обстоятельством по настоящему делу.

Совокупность представленных по делу доказательств подтверждает, что квартира № 10, расположенная в <адрес обезличен> и принадлежащая на праве общей долевой собственности истцу Дроздова Г.С., не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии, следовательно, дальнейшее проживание в ней представляет угрозу для жизни и здоровья.

Обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений возникла у ответчика в апреле 2022 года, однако реальные меры, направленные на выполнение процедуры изъятия земельного участка ответчиком не принимались, действия, предусмотренные статьей 32 ЖК РФ, не совершались.

При наличии исключительных обстоятельств опасности проживания в доме, длительное неисполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования обязанности по принятию решения об изъятии спорного имущества приводит к нарушению прав истца на жилище.

Отсутствие в законе срока, в течение которого жилые помещения подлежат изъятию, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумные сроки.

В данном случае не установление срока отселения не может повлечь за собой отказ в защите жилищных прав истца, так как указанное не позволяет обеспечить и гарантировать права истца на безопасные условия проживания, а фактическое длительное непринятие мер по расселению граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, свидетельствует о бездействии должностных лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Таким образом, из материалов дела следует и установлено судом, что истец Дроздова Г.С., являясь собственником непригодного для проживания аварийного жилого помещения, имеет право на возмещение стоимости недвижимого имущества, которое подлежит изъятию органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, и при установленном факте бездействия ответчика по осуществлению процедуры изъятия земельного участка многоквартирного дома и жилых помещений в разумный срок, она не лишена возможности реализовать свое право в соответствии с положениями жилищного законодательства путем взыскания в судебном порядке возмещения за жилое помещение с администрации Нижнеудинского муниципального образования, как с органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный жилой дом.

Истец Дроздова Г.С. обращалась в администрацию Нижнеудинского муниципального образования с заявлением о выплате компенсации стоимости принадлежащей ей квартиры (выкупной цены).

На указанное заявление администрация Нижнеудинского муниципального образования в ответе от дата обезличена указала, что размер выкупной стоимости объекта является завышенным, так как заключение специалиста, предоставленное ООО «ЭКСПЕРТ ОЦЕНКА» носит справочный характер, выполнен без фактического анализа рынка аналогичных помещений, состояние на момент оценки дома дата обезличена указано, как безаварийное, в то время, как аварийность установлена в 2022 году. Оценка проведена на основании наиболее привлекательных к реализации помещений.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требование Дроздова Г.С. о взыскании выкупной цены за принадлежащее ей на праве общей долевой собственности жилое помещение, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о размере выкупной цены принадлежащей истцу квартиры, расположенной в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес обезличен>, суд приходит к следующему.

Как указывалось выше, понятие выкупной цены жилого помещения определено положениями части 7 статьи 32 ЖК РФ.

В выкупную цену включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснениям абзаца 2 подпункта «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ).

Из представленного суду стороной истца заключения, выполненного дата обезличена специалистом-оценщиком ООО «ЭКСПЕРТ ОЦЕНКА» Зубец А.А. рыночная стоимость 3-х комнатной квартиры, находящейся на 2 этаже 2-этажного кирпичного дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>, в безаварийном состоянии, на дата обезличена составляет <данные изъяты> руб.

У суда не имеется оснований сомневаться в выводах представленного экспертного заключения, поскольку расчет выкупной стоимости спорной квартиры соответствует требованиям, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, выводы эксперта являются полными, достаточными и обоснованными по существу.

Доказательств несостоятельности выводов заключения или некомпетентности эксперта ее проводившего суду не представлено. Доказательств, опровергающих заключение, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, сторонами также не представлено.

Заключение специалиста от дата обезличена о размере выкупной стоимости спорного жилого помещения в установленном законом порядке ответчиком не оспорено, не опровергнуто, доказательств иной выкупной стоимости жилого помещения, равно как и доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости изымаемого жилья, определенной специалистом, ответчиком не представлено. Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы в рамках рассматриваемого спора не заявлено, хотя данное право судом стороне ответчика было разъяснено.

При таких обстоятельствах суд принимает заключение специалиста в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, в связи с чем, выкупная цена квартиры составляет <данные изъяты> руб., а размер возмещения 2/3 доли в праве общей долевой собственности за изымаемое для муниципальных нужд жилое помещение составляет 2 500 666,66 руб.

Как следует из установленных судом обстоятельств, ответчиком вопрос о выкупной цене жилого помещения с истцом не решался. До настоящего времени ответчиком денежной компенсации истцу не предоставлено.

Учитывая, что жилое помещение - квартира № 10, расположенная в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, находится в долевой собственности истца в размере 2/3 доли, суд, определяя размер возмещения при изъятии данного жилого помещения, руководствуется нормами права, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, и исходит из недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, которые закрепляют порядок определения размера возмещения, и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании в её пользу выкупной цены принадлежащего ей жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, в общей сумме <данные изъяты> руб., из них по <данные изъяты> руб. (за 2/3 доли).

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О судебном решении» разъяснено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

Таким образом, определяя размер выкупной цены, исходя из диспозитивности гражданского процесса, предполагающей, что именно истец формулирует предмет своего иска, включая его размер, суд приходит к выводу о взыскании с администрации Нижнеудинского муниципального образования в пользу истца выкупной цены принадлежащего ей жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, в пределах заявленной суммы требований в размере 2 500 666 руб.

Доводы стороны ответчика о том, что стоимость выкупной цены в данном случае должна определяться в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку жилое помещение признано непригодным в результате произошедшего в июне 2019 года на территории Нижнеудинского района наводнения, а не в соответствии с оценкой рыночной стоимости квартиры, суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, следует отметить, что Дроздова Г.С. ранее обращалась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного жилого помещения, однако истцам было отказано, со ссылкой, что межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Кроме того, отказ был мотивирован тем, что истец обратилась в учреждение за социальной выплатой с заявлением дата обезличена, тогда как право на социальные выплаты было установлено только до дата обезличена.

В силу подпункта «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В связи с указанным, поскольку исковые требования истца в части изъятия принадлежащей ей на праве собственности квартиры удовлетворены, то следует прекратить право собственности Дроздова Г.С. на указанный объект недвижимого имущества после выплаты администрацией Нижнеудинского муниципального образования в пользу истца выкупной цены изымаемого жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дроздова Г.С. к администрации Нижнеудинского муниципального образования удовлетворить.

Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГРН номер обезличен, ИНН номер обезличен в пользу Дроздова Г.С., дата обезличена года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации номер обезличен, выкупную цену 2/3 доли в праве общей долевой собственности принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - квартиры № 10, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, в размере <данные изъяты> рублей.

Прекратить право собственности на 2/3 доли Дроздова Г.С. на жилое помещение - квартиру № 10, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, после выплаты администрацией Нижнеудинского муниципального образования Дроздова Г.С. выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                 Е.С. Филончук

В мотивированном виде решение изготовлено дата обезличена.

2-726/2024 ~ М-524/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дроздова Галина Сергеевна
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Дроздова Татьяна Викторовна
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
ОГБУ "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району"
Министерство финансов в лице управления Казначейства Иркутской области
Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области
Дроздова Виктория Викторовна
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Филончук Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
27.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее