УИД: 77RS0002-02-2023-013180-09
Дело № 2-154/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 мая 2024 года г. Заринск
Заринский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Федорова И.А.
при секретаре Буйловой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «РЖД» в Басманный районный суд г. Москвы, который определением от 09.10.2023 передал дело на рассмотрение по подсудности в Заринский районный суд.
В исковом заявлении прокурор просил возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги», устранить нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на железнодорожном металлическом мосту (длиною 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги» путем образования (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделения (подразделений) транспортной безопасности.
В обоснование иска указал, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном металлическом мосту (длиною 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства в сфере транспортной безопасности.
В судебном заседании представитель Барнаульского транспортного прокурора помощник Заринского межрайонного прокуратура Саулин А.Е. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Указав, что для исполнения решения суда необходимо установить срок один год.
Представители ответчика ОАО «РЖД» Грабарчук Т.И. иск не признала и пояснила, что охрану железнодорожного моста через реку Аламбай осуществляет ведомственная охрана, заключен соответствующий договор. Законом не установлен сток для привлечения подразделений транспортной безопасности, эти действия являются частью реализации плана обеспечения безопасности ОТИ и происходит поэтапно в предусмотренные сроки то есть до 2025 года. В настоящее время отсутствует целесообразность привлечения подразделения транспортной безопасности, так как денежные средства для приобретения необходимого оборудования отсутствуют, в бюджете средств на эти цели не предусмотрено. Учитывая затраты на проведение мероприятий по транспортной безопасности с 2021 по 2030 г.г. в сумме более 3 800 млрд. рублей, решение суда при установлении срока исполнения менее года будет фактически не исполнимо. ОАО «РЖД» принимает меры по охране объекта от противоправных посягательств, так как между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» действует договор № 5548069 от 28.12.2023, предусматривающий охрану объектов ОАО «РЖД» от противоправных посягательств, осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Выслушав представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном металлическом мосту ( длиною 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги», которая выявила нарушения требований федерального законодательства в сфере транспортной безопасности-отсутствие подразделения транспортной безопасности, обеспечивающее защиту от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера.
Согласно приложенной к иску копии свидетельства о государственной регистрации права железнодорожный мост (длиною 117,93м) №29 через реку Аламбай перегон станция Заринская - станция Смазнево 94 км ПЕ1 принадлежит ОАО «РЖД» ( л.д. 15). Данный факт подтвердил представитель ответчика.
В материалы дела представлена копия Уведомления, направленное в ОАО «РЖД» от Федерального агентства железнодорожного транспорта Управления транспортной безопасности 05.09.2022, в нем указано, что приказом Минтранса России от 15.09.2020 № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» изменены сведения об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОТИ) и / или ранее присвоенной категории по транспортной безопасности в соответствии с приложением, о чем в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел1) внесены соответствующие изменения решением Росжелдора от 05.092022 (л.д. 11).
Согласно предоставленной выписке из указанного приложения первая категория ОТИ - металлический мост (длина 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево - Заринская Западно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» пересмотрена на новую - первую категорию ОТИ ( л.д. 12).
Из письменного сообщения от 04.05.2023, исх. № 3673/3 СибДи в адрес Барнаульского прокурора от Филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры следует, что для защиты указанного моста подразделения транспортной безопасности не привлечены.
Западно-Сибирской дирекцией инфраструктуры направлено обращение в Центральную дирекцию инфраструктуры о выделении финансирования на привлечение ПТБ объектов ( л.д. 13-14).
Положениями ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно п.9 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 10 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности").
В соответствии с п. 6 ч.2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Как установлено ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона "О транспортной безопасности", для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В силу подп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно ст. 1 Закона о транспортной безопасности названный железнодорожный мост является объектом транспортной инфраструктуры, а ОАО "РЖД" как владелец этого объекта - субъектом транспортной инфраструктуры.
До настоящего времени подразделение транспортной безопасности на территории железнодорожного моста через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено, в связи с чем, требование Барнаульского транспортного прокурора, заявленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в части возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на данном объекте путем образования (формирования) и (или) привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности подлежат удовлетворению.
Доводы о том, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности образования (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделения (подразделений) транспортной безопасности.
В судебном заседании установлен факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности не только работников железнодорожного транспорта, но и неопределенного круга лиц.
Представитель ОАО «РЖД» заявила о том, что ответчик принимает меры по охране объекта от противоправных посягательств, так как между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ действует договор № 5548069 от 28.12.2023, который предусматривает охрану объектов ОАО «РЖД» от противоправных посягательств, по осуществлению мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Указанные пояснения опровергаются самими договором и письменным сообщением, направленным 04.05.2023, исх. № 3673/3 СибДи, Барнаульскому прокурору филиалом ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры ( л.д. 13-14).
Как следует из условий договора № 5548069 от 28.12.2023, заключенного между ОАО «РЖД» и исполнителем ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», исполнитель принял на себя обязательства оказывать следующие виды услуг:
« 1.1.1. Охрана объектов Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» ( далее - объекты) от противоправных посягательств.
1.1.2.Осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых Объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.1.3 Осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению хищений имущества Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.1.4 Осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на участках железных дорог.
1.1.5 Осуществление мероприятий по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожный путях общего пользования, находящихся в ведении Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
1.2 Оказание Исполнителем дополнительных услуг осуществляется на основании подписанного Сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору, в котором указывается: вид, объем, срок оказания дополнительной услуги и ее стоимость.
1.4 Перечни Объектов и Участков железных дорог, передаваемых для охраны от противоправных посягательств подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2024 году, определяются в приложениях № и №.
Указанные пункты договора не предусматривают охрану категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила об отсутствии дополнительного соглашения к Договору.
Кроме того, п. 4.1.7 Договора предусмотрено наличие специальных средств (палка резиновая, наручники), п. 4.3.2 предусмотрено, что Заказчик обязан оснастить охраняемые объекты необходимыми стационарными техническими средствами охраны, в том время как Требования по обеспечению транспортной безопасности предусматривают оснащение работников переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ). В приложение №1 к договору на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД от противоправных посягательств «Перечень объектов, передаваемых для охраны от противоправных посягательств» отсутствует железнодорожный металлический мост (длина 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги».
Железнодорожный металлический мост (длина 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги» в приложении №2 к договору на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД от противоправных посягательств «Перечень участков железных дорог, передаваемых для осуществления мероприятий по предупреждению и пресечению хищений, преступлений и административных правонарушений» прямо не поименован, какого-либо дополнительного соглашения с ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» не заключено, что не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что действие договора распространяет свое действие на спорный объект - железнодорожный мост.
Обязанность по формированию и (или) привлечению подразделения транспортной безопасности возникла еще до 05.09.2022 (даты изменения категории ОТИ с 2 на 1). (л.д. 11-12)
Исключение, установленное п.1 ст. 13 Федерального закона «О транспортной безопасности», предусматривающее поэтапное выполнение плана, касается оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности самого объекта транспортной инфраструктуры (вокзала), а не формирования/ привлечения подразделений.
Довод об отсутствии установленного Законом срока для привлечения подразделений транспортной безопасности, не освобождает ответчика об исполнении обязанности в разумный срок. При этом установленная Законом обязанность не исполняется на протяжении нескольких лет, что является недопустимым.
Согласно подпунктам «д, и» п.5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан:
- обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде;
- утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта:
положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;
копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
Довод о недостаточном финансировании и не включении в бюджет на 2024 год финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от необходимости образования (формирования) и (или) привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения (подразделений) транспортной безопасности.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая мнение истца и ответчика, суд устанавливает срок один год, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Ответчиком предоставлена информация о невозможности (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделения (подразделений) транспортной безопасности в срок менее одного года, с чем согласился представитель истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Барнаульского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанностей, удовлетворить.
Возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ИНН 7708503727, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на железнодорожном металлическом мосту (длиною 117,93м) через реку Аламбай на 94 км перегона Смазнево-Заринская Западно-Сибирской железной дороги -филиала ОАО «Российские железные дороги» путем образования (формирования) и (или) привлечения для защиты данного объекта транспортной инфраструктуры подразделения (подразделений) транспортной безопасности.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход бюджета города Заринска Алтайского края государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28.05.2024.
Судья И.А. Федоров