Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1596/2024 ~ М-1057/2024 от 01.04.2024

УИД 21RS0024-01-2024-001690-53

№2-1596/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2024 года г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мордвинова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Порфирьевой А.Н.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Нестеровой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении на МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары обязанности оборудовать не менее одного входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу, а на администрацию г. Чебоксары - обязанности профинансировать за счёт бюджета муниципального образования г. Чебоксары выполнение указанных мероприятий в МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары в субсидиарном порядке.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания в бюджетных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, требований законодательства о необходимости создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, в результате которой установлено, что ни один вход в МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары, расположенное по адресу: <адрес>, не приспособлен для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку лестницы при входе не оборудованы пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, то есть, не созданы условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения. Между тем отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных граждан в здание, является нарушением прав последних на доступную среду. Основываясь на изложенных в заявлении обстоятельствах, и.о. прокурора просил удовлетворить исковые требования.

Представитель истца – Нестерова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчики МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары, администрация г. Чебоксары, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст.ст.167, 234 ГПК РФ с согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Установив в Федеральном законе №181-ФЗ полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

В частности, ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

В силу пп.6.1.1, 6.1.2, 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N904/пр, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанных групп подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.

Из материалов дела следует, что МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары (далее – детский сад, объект, учреждение) расположено по адресу: <адрес>, является дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ

МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары является дошкольным образовательным учреждением, оказывает услуги по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, следовательно, относится к объектам социальной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания в бюджетных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, требований законодательства о необходимости создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, в результате которой установлено, что ни один вход в МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары, расположенное по адресу: <адрес>, не приспособлен для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Данное нарушение подтверждается внесенным в адрес заведующего МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары представлением прокуратуры Калининского района г. Чебоксары об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и ответом заведующего МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары Федоровой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению этого представления.

Доказательства устранения нарушения на момент рассмотрения настоящего дела либо отсутствия такого нарушения ответчиками вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ суду не представлены.

Таким образом, поскольку детским садом нарушены требования Федерального закона №181-ФЗ, требования и.о. прокурора о возложении на МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары обязанности оборудовать не менее одного входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, подлежат удовлетворению

Также на администрацию г. Чебоксары надлежит возложить обязанность профинансировать за счёт бюджета муниципального образования г. Чебоксары выполнение указанных мероприятий в МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары в субсидиарном порядке согласно положениями ст.399 ГК РФ, поскольку администрация г. Чебоксары, являясь учредителем детского сада, обязана нести бремя содержания (финансирования) детского сада в соответствии с нормативными требованиями.

При этом с учётом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает разумным заявленный истцом срок для исполнения ответчиками решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления заочного решения в законную силу.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Подпунктом 3 п.1 ст.333.19 НК РФ предусмотрено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

С учётом требований ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары в доход местного бюджета г. Чебоксары подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары (ИНН ) обязанность оборудовать не менее одного входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления заочного решения в законную силу.

Возложить на администрацию г. Чебоксары (ИНН ) обязанность профинансировать за счёт бюджета муниципального образования г. Чебоксары выполнение указанных мероприятий в МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары в субсидиарном порядке.

Взыскать с МБДОУ «ЦРР - Детский сад №156» г. Чебоксары (ИНН ) в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.Н. Мордвинов

Мотивированное заочное решение составлено 24 мая 2024 года.

2-1596/2024 ~ М-1057/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
МБДОУ "Детский сад №156"
Другие
Управление образования администрации г.Чебоксары
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Мордвинов Евгений Никандрович
Дело на странице суда
kalininsky--chv.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее