Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4397/2023 ~ М-3984/2023 от 04.09.2023

Дело №2-4397/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                     10 ноября 2023 года

    Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Рерих Ю.С., при секретаре Пировой Я.О., с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по Омкой области с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочная страховая пенсия по старости, при этом соответствующий расчет установленного размера пенсии с указанием периодов, которые были включены в специальный стаж, ему не предоставлен.

    ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с соответствующим заявлением. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что продолжительность страхового стажа на дату назначения пенсии составил 30 лет 2 месяца 2 дня (стаж учтен по ДД.ММ.ГГГГ). Продолжительность специального стажа – 12 лет 5 месяцев 15 дней. Продолжительность общего трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 8 лет 8 месяцев.

    ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему расчета назначенного размера пенсии, с указанием информации о периодах, включенных в специальный страховой стаж, предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> о размере заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ.

    Полагает, что при расчете пенсии указанная информация учтена не была, в связи с чем, просил суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет пенсии, с учетом представленных дополнительно сведений и включив в продолжительность страхового стажа периоды его обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В последующем исковые требования уточнил, просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести ему перерасчет пенсии, с учетом следующих периодов:

      - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

    -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты>;

    - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты>.

    В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что ему назначена досрочная страховая пенсия по старости, при этом он продолжает работать. При этом, выражая несогласие с размером назначенной ему пенсии, полагает, что ее расчет произведен без учета вышеперечисленных периодов, а также заработной платы, получаемой им в период работы в <данные изъяты>.

    Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области – по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований. Пояснила, что ФИО2 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении заявления истца об установлении ему страховой пенсии, страховой стаж истца составил 30 лет 2 месяца 1 день; специальный стаж по Списку – 13 лет 2 месяца 21 день; ИПК на дату назначения – 77,922, а с ДД.ММ.ГГГГ ИПК составил – 80,922 (с учетом произведенных перерасчетов по страховым взносам).

    При расчете размера страховой пенсии истца в страховой стаж включены периоды его <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая периоды отпусков без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Расчет размера пенсии истцу произведен по наиболее выгодному для него варианту – п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку у истца установлено отношение заработной платы к заработной плате по стране за период с ДД.ММ.ГГГГ – 1,5 (ограничено максимально допустимым отношением 1,2).

    Для установления расчетного размера пенсии учитывается страховой стаж по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ – учитываются страховые взносы.

    При расчете пенсии по п.3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в страховой стаж не учитываются периоды обучения, периоды службы в армии. Указанные периоды учитываются календарно в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в двойном размере.

    Период службы в армии включен в страховой стаж истца при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ календарно. Стаж для определения расчетного размера до 2002 года составил 10 лет 7 месяцев 29 дней. Пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ составил 70177,23 рубля (с учетом индексации на ДД.ММ.ГГГГ – 394032,30, процент валоризации 10% - 39403,23, страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ – 325620,10=759055,63 рубля). Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) определен по формуле:

    Страховая часть (СЧ)=ПК (пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ)/Т (ожидаемый период выплаты).

    СЧ=759055,63 (ПК)/252=3012,13 рублей.

    П (размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости)) =3012,13 рублей.

    ИПКс=П/СПКк=3012,13/64,10=46,991.

    Согласно выписки из индивидуального лицевого счета величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ – 30,931.

    ИПК по п.3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ = 77,922 (46,991+30,931).

    При произведении расчета в соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ страховой стаж по ДД.ММ.ГГГГ (с периодом обучения и службой в армии, учтенной в двойном размере) составил 16 лет 5 месяцев 1 день. При этом учитывается средний заработок, составивший 3147,29 рублей.

    Пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ составил 50372,36 рублей (с учетом индексации на ДД.ММ.ГГГГ – 282831,56, процент валоризации – 14% - 39596,42, страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ – 325620,10=648048,08 рублей).

    Страховая часть (СЧ) = ПК (пенсионный капитал на ДД.ММ.ГГГГ)/Т (ожидаемый период выплаты).

    СЧ = 648048,08 (ПК)/252=2571,62 рубля.

    П (размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости)) =2571,62 рубля.

    ИПКс=П/СПКк=2571,62/64,10=40,119.

    Согласно выписки из индивидуального лицевого счета величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ – 30,931.

    ИПК = 41,050 (40,119+30,931).

    Таким образом, при установлении размера пенсии выбран наиболее выгодный вариант – п.3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ, без учета периода обучения.

    Проверив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав стороны, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ), целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ по общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Как неоднократно указывал в своих Определениях Конституционный Суд Российской Федерации устанавливая при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничение соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, федеральный законодатель имел целью обеспечить баланс интересов частных лиц и публичных интересов государства, а также иных лиц, получающих пенсии. Этот порядок учета заработка распространяется в равной мере на всех пенсионеров, а потому не может рассматриваться как нарушающий право на социальное обеспечение и принцип равенства всех перед законом Определение Конституционного Суда Российской Федерации т 21.10.2008 N 622-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 2, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

    Установленный пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок учета общего трудового стажа уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, пенсии которым были назначены по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусмотрен альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии, позволяющий вместо исчисления его по правилам, установленным пунктом 2 этой статьи, принять во внимание сумму выплачивавшейся им на 31 декабря 2001 года пенсии.

Предоставление гражданам возможности избрать наиболее выгодный вариант исчисления размера трудовой пенсии не может расцениваться как ущемление их конституционных прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 года N 113-О).

Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ОПФР по Омской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.

Решением с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ бессрочно в размере 7810,87 рублей. Также к страховой пенсии была установлена фиксированная выплата в соответствии со ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ в размере 6564,31 рубль; повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ в размере 2188,10 рублей; в соответствии с ч. 1,2 ст. 16 Федерального закона №400-ФЗ в размере 6564,31 рубль. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 8752,41 рубль. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 16563,28 рублей.

Обращаясь в суд с требованием о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести перерасчет пенсии с учетом периодов <данные изъяты>, периодов <данные изъяты> и периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом заработной платы, получаемой в указанный период, истец полагает, что указанный вариант расчета пенсии приведен к увеличению ее размера.

Разрешая заявленные истцом требования, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Вопреки доводам истца, спорные периоды включены в страховой стаж для расчета ему соответствующего вида страховой пенсии.

После представления истцом в территориальный орган Пенсионного фонда справки от ДД.ММ.ГГГГ о размере заработной платы, получаемой им в период работы в <данные изъяты>.

    Как следует из материалов представленного суду пенсионного дела, вышеуказанная справка о размере заработной платы в период ДД.ММ.ГГГГ годы была представлена истцом в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением на основании заявления ФИО2 произведена корректировка размера страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ общая сумма назначенной пенсии составила 19834,06 рублей.

    Из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на запрос суда, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании справки о заработной плате истца от ДД.ММ.ГГГГ . Для расчета пенсии учтена заработная плата за период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отношение по заработной плате составило 1,502, ИПК – 77,922.

    Включение в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера не приводит к увеличению размера страховой пенсии по старости.

    С ДД.ММ.ГГГГ – (ИПК – 3,00) на основании п. 3 ч.2 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии пересчитан по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на величину индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при предыдущем перерасчете. По материалам пенсионного дела ИПК истца составил 77,922+3+80,922.

    С ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости установлена истцу в следующем размере:

    80,922 (ИПК)*123,77 рублей (СПК стоимость пенсионного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ)+7576,33 рубля (ФВ установленный размер фиксированной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ)+2522,44 рубля (повышение фиксированной выплаты на нетрудоспособного иждивенца) =20105,49 рублей. Размер пенсии к выплате, без учета индексации, как работающему пенсионеру, составляет 17440,20 рублей.

    Проверяя расчет пенсии, назначенной истцу, суд соглашается со стороной ответчика, что вариант ее расчета является более выгодным для истца. Размер пенсии истца установлен из максимального значения отношения по заработной плате – 1,2, несмотря на то, что с учетом заработной платы истца в спорный период, отношение по заработной плате составляет 1,502. В этой связи, довод ответной стороны о том, что включение спорных периодов в стаж истца, не повлияет на размер его пенсии, является обоснованным.

    С учетом обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд не усматривает нарушений прав истца при установлении ему страховой пенсии по старости, включая произведенный ее расчет.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что периоды обучения истца, службы в армии, спорные периоды работы, включены в стаж для расчета страховой пенсии, сведения о заработной плате истца в спорные периоды работы учтены. Иной расчет страховой пенсии, не приведет к увеличению ее размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.

Мотивированное решение составлено 17 ноября 2023 года.

Судья                                        Ю.С. Рерих

2-4397/2023 ~ М-3984/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Плотников Евгений Владимирович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Рерих Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Подготовка дела (собеседование)
04.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее