П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Аргаяш, Челябинская область 04 декабря 2023 года
Судья Аргаяшского районного суда Челябинской области Кочеткова Т.В.,
при секретаре судебного заседания Ахметжановой А.А.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, ИНН №, расположенной по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
судебным приставом-исполнителем Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Портных Г.И. 27.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении № 509/23/74022-АП в отношении администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области, в связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 19 июня 2023 года не исполнены требования исполнительного документа по ликвидации трех несанкционированных свалок, расположенных в границах Дербишевского сельского поселения, что в свою очередь влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Представитель администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Петрашев Д.С. в судебное заседание 04.12.2023 при надлежащем извещении не явился, в предыдущем судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку определением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 10 ноября 2023 года прекращено исполнение решения этого же суда от 19 ноября 2013 года.
Судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Портных Г.И., Глава администрации Дербишевского сельского поселения, извещенные о судебном заседании надлежащим образом, правом на участие в судебном заседании не воспользовались, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем материалы дела рассмотрены в отсутствие указанных лиц.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из представленных суду материалов дела и установлено судом, на основании исполнительного листа, выданного Аргаяшским районным судом Челябинской области 24 декабря 2013 года по результатам рассмотрения 19 ноября 2013 года судом первой инстанции гражданского дела № 2-1024/2013 на администрацию муниципального образования «Дербишевское сельское поселение» Аргаяшского муниципального района в срок до 30 декабря 2013 года возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах Дербишевского сельского поселения Челябинской области, с трех земельных участков, расположенных:
на расстоянии 1 км от д<адрес>, слева от автодороги д. <адрес>, за картофелехранилищем;
на расстоянии 500 м не доезжая д. <адрес> по автодороге д. <адрес>;
на расстоянии 300 м по направлению на северо-запад от д<адрес> в заброшенном карьере.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Аргаяшского РОСП УФССП России по Челябинской области от 31.01.2014 возбуждено исполнительное производство № 1437/14/33/74 (л.д. 6).
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный добровольный срок, судебным приставом-исполнителем Аргаяшского РОСП 05 марта 2014 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа 20 марта 2014 года.
17 февраля 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем Аргаяшского РОСП вынесено постановление о передаче исполнительного производства в другое ОСП (л.д. 8).
18 февраля 2021 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению, присвоен номер 3580/21/74022-ИП (л.д. 9).
Постановлением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 07.02.2023, вступившим в законную силу 22.03.2023, администрация Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей, который оплачен платежным документом № 569493 от 22.08.2023 (л.д. 19).
12.05.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 19.06.2023 (л.д. 21).
16.06.2023 администрацией Дербишевского сельского поселения сообщено, что:
несанкционированная свалка, расположенная в границах Дербишевского сельского поселения Челябинской области, на расстоянии 1 км от д. <адрес>, слева от автодороги <адрес>, за картофелехранилищем была ликвидирована, однако в конце ноября 2022 года вновь образовалась, администрация сельского поселения произвела доочистку, установила предупреждающие баннеры;
несанкционированная свалка, расположенная в границах Дербишевского сельского поселения Челябинской области, на расстоянии 500 м не доезжая д<адрес> по автодороге д. <адрес>, ликвидирована;
несанкционированная свалка, расположенная в границах Дербишевского сельского поселения Челябинской области, на расстоянии 300 м по направлению на северо-запад от д. <адрес> в заброшенном карьере, занесена в программный модуль, планируется до 2025 года её ликвидация по национальному проекту «Чистая страна» (л.д. 22).
Перечисленные выше доказательства образуют достаточную совокупность для рассмотрения дела и установления имеющих значение обстоятельств. Вышеприведенные доказательства суд признает допустимыми, относимыми и достоверными, полученными в соответствии с требованиями закона. Объективных обстоятельств, способных поставить под сомнение вышеприведенные доказательства, не представлено.
Судом достоверно установлено, что в Межрайонном специализированном отделе судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на исполнении находится исполнительное производство 3580/21/74022-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа – исполнительного листа, выданного Аргаяшским районным судом Челябинской области 24 декабря 2013 года по результатам рассмотрения 19 ноября 2013 года судом первой инстанции гражданского дела № 2-1024/2013, предметом исполнения которого является обязанность администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в границах Дербишевского сельского поселения Челябинской области, с трех земельных участков, расположенных: на расстоянии 1 км от д<адрес>, слева от автодороги д. <адрес>, за картофелехранилищем; на расстоянии 500 м не доезжая д. <адрес> по автодороге д. <адрес>; на расстоянии 300 м по направлению на северо-запад от д. <адрес> в заброшенном карьере.
В ходе исполнительного производства администрация Дербишевского сельского поселения требования исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, то есть до 19.06.2023, не исполнила. Более того, до настоящего времени судебное решение и требование, содержащееся в исполнительном документе, администрацией Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района фактически не исполнено. Доказательств уважительности причин столь длительного не исполнения судебного акта материалы дела не содержат и в судебное заседание таких доказательств не представлено.
Сведения, представленные администрацией Дербишевского сельского поселения судебному приставу исполнителю о том, что свалка, расположенная на расстоянии 1 км от д. Ишалино, слева от автодороги д. Ишалино – д. Дербишева, за картофелехранилищем была ликвидирована и вновь образована в ноябре 2022 года, что произведена её доочистка; о том, что ликвидация свалки, расположенной на расстоянии 300 м по направлению на северо-запад от д. Дербишева в заброшенной карьере, запланирована в срок до 2025 года по программе «Чистая среда», свидетельствуют лишь о намерении главы поселения принять в будущем меры к исполнению решения суда, тогда как такое требование должно было быть исполнено до 19.06.2023, и не свидетельствуют о наличии уважительных причин неисполнения решения суда. Отсутствие достаточного финансирования, таковыми признано быть не может.
Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения требований исполнительного документа, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих администрации Дербишевского сельского поселения исполнить данные требования на протяжении более 9 лет, не представлено.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При принятии настоящего судебного решения, суд приходит к выводу о том, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, установлен на основании совокупности перечисленных выше доказательств, которые являются достаточными.
Изложенные в протоколе об административном правонарушении главой Дербишевского сельского поселения объяснения о том, что он не согласен с протоколом, так как ликвидация свалок не в полномочиях сельского поселения, не свидетельствуют о том, что администрацией своевременно приняты все зависящие от должника меры, направленные на исполнение решения суда с учетом даты принятия судебного решения и длительности периода неисполнения исполнительного документа.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на нее обязанность решением суда не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий. Для исполнения судебного решения истекли разумные сроки. Доказательства принятия должником всех зависящих от него мер для исполнения решения суда, в материалах дела отсутствуют.
Решение вопросов местного самоуправления должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Из материалов дела не следует, что администрацией приняты все зависящие от нее меры (в том числе, связанные с получением дополнительного финансирования) по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Таким образом, администрацией Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу администрации Дербишевского сельского поселения, не усматривается. Основания для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Доводы, озвученные представителем об изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении гражданского дела 10.11.2023, то есть после составления протокола об административном правонарушении, не является основанием для освобождения должника от ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом, в том числе по заявлению должника. На период вновь установленного судебным приставом-исполнителем срока, то есть до 19.06.2023, с заявлением о прекращении соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения администрация Дербишевского сельского поседения не обращалась. С таким заявлением администрация сельского поселения обратилась только в октябре 2023 года, то есть после составления в отношении Администрации Дербишевского сельского поселения протокола об административном правонарушении 27.09.2023; процессуальное решение по данному заявлению было принято 10.11.2023.
В период, установленный судебным приставом-исполнителем для исполнения требований исполнительного документа, исполнение решения суда не было отсрочено, приостановлено или прекращено, а потому подлежало исполнению.
Частичное исполнение судебного акта не освобождает должника исполнительного производства от ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося бюджетным учреждением, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, это фактическое признание вины; обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигла бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, поэтому с учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает возможным снизить администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области административное наказание в виде штрафа с учётом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 500 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
признать администрацию Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Разъяснить администрации Дербишевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области положения:
статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что административный штраф должен быть уплачен в полном объеме не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу;
части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Челябинской области (УФССП России по Челябинской области)
ИНН 7448065758
КПП 744901001
ОКТМО 75701000
л/с 04691785680
расчетный счет 03100643000000016900
корр. Счет 40102810645370000062
в отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск
БИК 017501500
КБК 32211601171019000140
УИН 32274022230000509015
УИП 2007426001870742601001
Данные плательщика:
Администрация Дербишевского сельского поселения
ИНН 7426001870
ОГРН 1027401480721
Адрес: <адрес>
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Аргаяшский районный суд Челябинской области в течение 10 суток со дня его получения.
Судья