судья Полевщиков А.В.
дело № 7-2502/2019 / 12-1018/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 ноября 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ольковой Елены Юрьевны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 09.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Ленинского районного суда города Перми от09.10.2019 (резолютивная часть объявлена 08.10.2019) Олькова Е.Ю. освобождена от административной ответственности по ст.20.2.3 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением ей устного замечания; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 КоАП РФ, прекращено.
В жалобе, поданной в краевой суд, Олькова Е.Ю. просит указанное постановление отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку ею посредством электронной почты 13.04.2019 было направлено уведомление об отказе в проведении пикетов 15, 16, 18 апреля 2019 года.
В судебном заседании 20.11.2019-29.11.2019 Олькова Е.Ю. жалобу по ее доводам поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав Олькову Е.Ю., исследовав материалы дела, допросив 20.11.2019 в качестве свидетеля консультанта сектора внутренней политики управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениями администрации города Перми И., прихожу к следующему.
В соответствии со ст.20.2.3 КоАП РФ невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей по информированию граждан об отказе от проведения публичного мероприятия или по представлению в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия, несвоевременное представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления такого уведомления либо подача организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по данной норме составляют, в том числе, действия, выражающиеся в невыполнении организатором публичного мероприятия обязанностей по представлению в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который предусматривает в рамках организации публичного мероприятия ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст.4).
К таким процедурам относится в силу п.п. 1, 12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ обязанность организатора подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.
Из материалов дела следует, что 03.04.2019 в управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми Х., действуя как организатор, совместно с иными лицами - организаторами подала уведомление о проведении 18.04.2019 публичного мероприятия в форме пикетирования по адресам: г. Пермь, ул. Ленина, 23 (тротуарная часть ул. Сибирская за парковкой автотранспорта); г. Пермь, ул. Советская, 64 (напротив входа в приемную Президента Российской Федерации в Пермском крае); г. Пермь, угол улиц Куйбышева – Петропавловская, напротив входа в здание администрации Губернатора Пермского края.
Основанием для составления в отношении Ольковой Е.Ю. протокола об административном правонарушении по ст.20.2.3 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что, отказавшись от проведения указанного публичного мероприятия, Олькова Е.Ю. как организатор в нарушение требований п.12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в установленный законом срок не проинформировала об этом орган местного самоуправления в письменной форме.
При вынесении постановления судья районного суда исходил из доказанности факта невыполнения Ольковой Е.Ю. как организатором публичного мероприятия, о проведении которого 18.04.2019 по указанным выше адресам ею было подано уведомление 03.04.2019, обязанности, предусмотренной п.12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ.
Признавая правонарушение малозначительным, судья районного суда указал на то, что Олькова Е.Ю. принимала меры по информированию Администрации города Перми об отказе от проведения 18.04.2019 публичного мероприятия в форме пикета путем направления 13.04.2019 копии заявления об этом на адрес электронной почты ***, но не убедилась в том, что указанное письмо получено адресатом, то есть не приняла всех зависящих от нее мер по выполнению предусмотренной законом обязанности.
При этом судьей районного суда не принято во внимание, что указанные им обстоятельства с учетом ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросов, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не являются критерием малозначительности административного правонарушения; в силу их существа они имеют значение при решении вопроса о наличии (отсутствии) в действиях Ольковой Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2.3 КоАП РФ.
Пункт 12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ предусматривает обязанность организатора публичного мероприятия в случае отказа от его проведения не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.
Следовательно, соответствующее уведомление должно быть подано 1) не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия, 2) в письменной форме.
Иные требования, в том числе, касающиеся способа направления письменного уведомления, действующим законодательством не предусмотрены.
Как следует из представленных материалов, взаимодействие между управлением по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми, к компетенции которого осуществление приема и рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории г. Перми, обеспечение взаимодействия и координации действий уполномоченных на оказание содействия организатору публичных мероприятий представителей органов местного самоуправления г. Перми при проведении публичных мероприятий на территории г. Перми, и организатором публичного мероприятия в виде пикетирования с датой и временем проведения 18.04.2019 12 часов 00 минут – 14 часов 00 минут в соответствии с уведомлением от 03.04.2019 Ольковой Е.Ю. было организовано посредством электронной почты.
Так, в уведомлении от группы граждан о проведении публичного мероприятия Ольковой Е.Ю. был указан адрес электронной почты ***, на который органом местного самоуправления с адреса электронной почты *** было направлено письмо от 05.04.2019 №059-05-14/2-161 с предложением организации проведения публичного мероприятия по иным адресам, чем выбраны организаторами.
Олькова Е.Ю. представила скриншоты со страницами принадлежащей ей электронной почты, из которых следует, что 13.04.2019, то есть более чем за 1 день до даты проведения мероприятий, Олькова Е.Ю. на имя заместителя главы Администрации г. Перми – начальника управления по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми К. направила заявление о том, что публичные мероприятия в форме пикетирования, запланированные на 15.04.2019, 16.04.2019, 18.04.2019 проводиться не будут, посредством электронной почты на адрес ***, являющийся официальным адресом органа местного самоуправления, о чем пояснил И. Данное заявление направлено во вложении с электронным письмом «По пикетам на 15, 16, 18.04.2019 г.»
Согласно показаниям И. 13.04.2019 на электронную почту поступило от Ольковой Е.Ю. лишь письмо, касающееся пикетирования 17.04.2019, иные письма не поступали. Сведения о поступлении на сервер Администрации г. Перми данного письма также отсутствуют.
Между тем, как следует из представленных доказательств, Ольковой Е.Ю. 13.04.2019 направлялись оба письма, что следует из папки отправленной корреспонденции. Какая-либо отметка, которая бы свидетельствовала о том, что письмо не отправлено, отсутствует.
Исходя из ответа на запрос Ольковой Е.Ю., поступивший из службы поддержки Яндекса, если после отправки письма не был получен отчет о недоставке, значит, письмо ушло с серверов Яндекса и было принято серверами получателя. Наличие такого письма в папке входящей корреспонденции не обнаружено.
Какой-либо запрет на направление уведомления об отказе от проведения публичного мероприятия посредством электронной почты отсутствую, ограничений способа направления такого уведомления не имеется, равно как и установленной обязанности дополнительно удостовериться, дошло ли отравление до адресата. Официальный документ, который бы регламентировал порядок взаимодействия между органом местного самоуправления с организаторами публичных мероприятий, в управлении по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениями администрации г. Перми не разработан.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, при том, что, со слов свидетеля И., позднее имел место случай обнаружения электронного письма от другой даты в хранилище «карантин» («карантинная зона»), в отсутствие сведений о поступлении Ольковой Е.Ю. уведомления о том, что спорное электронное письмо отправлено не было, достаточные и безусловные доказательства наличия в действиях Ольковой Е.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.20.2.3 КоАП РФ, с выводами судьи районного суда о доказанности совершения Ольковой Е.Ю. данного правонарушения согласиться нельзя.
Поскольку судьей районного суда производство по делу прекращено, постановление от 09.10.2019 следует изменить, указав на иное основание прекращения производства по делу – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Ленинского районного суда города Перми от09.10.2019 изменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 КоАП РФ, в отношении Ольковой Елены Юрьевны в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение вступило в законную силу.
Судья - подпись