Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2022 года город Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием Евдокимова С.А. и его защитника Скутилина С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 38RS0024-01-2022-000595-68 (12-78/2022) по ходатайству о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобы Евдокимова Сергея Анатольевича на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по СФО Девятова С.Н. № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Евдокимова Сергея Анатольевича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по СФО Девятова С.Н. № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года Евдокимов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В обоснование жалобы Евдокимов С.А. указал, что постановление № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года считает незаконным по следующим основаниям.
Постановление № 02-008/2021-Э от 30 декабря 2021 года не основано на материалах дела об административном правонарушении.
В материалах дела, а именно в акте проверки № 2 от 23.03.2021 года и протоколе об административном правонарушении указано, что имело место нарушение распоряжения Правительства РФ № 1605-р от 19.07.2019 года, а не сводного плана тушения пожаров.
В постановлении № 02-008/2021-Э от 30 декабря 2021 года указано, что якобы в ходе проверки установлено, что в ЛПС III типа г. Усолье-Сибирское Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» в наличии только 4 бензопилы и до нормативного количества не хватает 6 бензопил.
Однако в акте проверки № 2 от 23.03.2021 года это прямо не указано и утверждение о количестве бензопил основано не на достоверно и однозначно установленном факте, а на умозаключении.
Губернатором Иркутской области был утвержден сводный план тушения лесных пожаров на территории Иркутской области на период пожароопасного сезона 2021 года. Данным сводным планом для подразделений МЧС России по Иркутской области, органа МВД России по Иркутской области, районный и городским муниципальным образованиям на территории Иркутской области, структурным подразделениям Министерства лесного комплекса Иркутской области в виде лесничеств и лесхозов, каждому из выше указанных субъектов были предусмотрены те или иные мероприятия на случай возникновения лесных пожаров.
Частью 1 ст. 8.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не выполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
В постановлении о привлечении меня к административной ответственности указано, что при проверке ЛПС Ш типа г. Усолье-Сибирское Черемховского филиала АУ «Лесхоза Иркутской области» установлено недостаточное количество средств пожаротушения, а именно количество бензопил и в связи с этим сделан вывод о нарушении мною сводного плана пожаротушения.
Однако если исходить из содержания сводного плана пожаротушения обязанность иметь определённое количество средств пожаротушения возлагалось не на лесничество, а на лесхозы, в том числе на Черемховский филиал АУ «Лесхоз Иркутской области».
Кроме того, в постановлении о привлечении к административной ответственности, со ссылкой на Положение о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, на должностной регламент начальника территориального управления, указано, что Евдокимов С.А. не осуществлял должного контроля на наличием средств пожаротушения в ЛПС III типа г. Усолье-Сибирское Черемховского филиала АУ «Лесхоза Иркутской области» и тем самым нарушил требования сводного плана пожаротушения.
Однако, если привлекают к ответственности за нарушение сводного плана, то обязанности по контролю за наличием средств пожаротушения должны содержатся непосредственно в сводном плане пожаротушения, а не в иных локальных нормативных актах.
Если Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу считает, что нарушены нормативные акты, регулирующие должностные обязанности, то его необходимо привлекать к ответственности именно за нарушение этих нормативных актов, а не за нарушение сводного плана пожаротушения.
Просил: отменить постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу по делу об административном правонарушении № 02-008/2021-Э от 30 декабря 2021 года и прекратить производству по делу.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. В данном случае, заявителю необходимо указать уважительность причин пропуска срока обжалования постановления.
Судьёй установлено, что копия постановления от 30.12.2021 была получена Евдокимовым С.Н. 30.12.2021. При этом, первоначально с жалобой Евдокимов С.Н. обратился 10.01.2022. Однако, данная жалоба была возвращена определением Усольского городского суда для устранения недостатков. Таким образом, ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
В судебном заседании Евдокимов С.А. доводы жалобы поддержал, просил оспариваемое постановление отменить.
Защитник Евдокимова С.А. - Скутилин С.Д. в судебном заседании поддержал позицию своего подзащитного, просил отменить постановление.
Выслушав Евдокимова С.А.и его защитника Скутилина С.Д., обозрев подлинный материал, исследовав материалы дела, и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Согласно п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства. Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
Как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса РФ, органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
В соответствии с п. 2 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378, сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, утвержденном приказом МЛК Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мнр, ТУ МЛК Иркутской области по Усольскому лесничеству является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Как установлено пп. 25 п. 8 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, утвержденном приказом МЛК Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мнр, ТУ МЛК Иркутской области по Усольскому лесничеству в пределах земель лесного фонда Усольского лесничества осуществляет функции по организации:
- использования лесов, их охраны в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров;
организации предупреждения лесных пожаров (противопожарного обустройства лесов);
разработке и утверждению планов тушения лесных пожаров.
На основании ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия.
В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 12 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, утвержденном приказом МЛК Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мнр, территориальное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром лесного комплекса Иркутской области, п. 17 предусмотрено, что начальник территориального управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на территориальное управление.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением МЛК Иркутской области от 17.09.2020 № 514-мр-л и от 23.03.2021 № 182-мр-л, Евдокимов Сергей Анатольевич назначен на должность начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству.
В соответствии с пл. 1 (стр. 10) п. 3.1 должностного регламента начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству Евдокимова С.А. утвержденного 29.12.2018, в его должностные обязанности входит проведение мероприятий по обеспечению, пожарной безопасности в лесах. Также, данным должностным регламентом установлены обязанности Евдокимова С.А., в пределах компетенции территориального управления осуществлять руководство деятельностью территориального управления и нести персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий (пл. 1, стр. 11), обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на территориальное управление (пл. 3, стр. 11). П. 3.3 регламента установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящим должностным регламентом, правовыми актами, гражданский служащий несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из обжалуемого постановления на основании распоряжения ДЛХ по СФО от 10 марта 2021 года № 4-р, главным специалистом-экспертом ДЛХ по СФО Васиченко П.А., произведена проверка фактического наличия сил и средств ЛПС III типа г. Усолье-Сибирское, Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области», находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Глиняный карьер, д.20; включенных в план тушения лесных пожаров на территории Усольского лесничества.
В ходе проведения проверки выявлено несоответствие фактического наличия противопожарного оборудования, снаряжения и инвентаря нормативному количеству, согласно распоряжению Правительства РФ № 1605-р от 19.07.2019 «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее - нормативы № 1605-р от 19.07.2019), а именно отсутствие в том числе бензомоторной пилы - 6 шт.
Указанные обстоятельства установлены актом № 2 от 23.03.2021.
Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Иркутской области на период пожароопасного сезона 2021 года (далее - Сводный план), пунктом 2 раздела III предусмотрены мероприятия по обеспечению силами и средствами лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием в Усольском лесничестве в виде укомплектования ЛПС-Ш типа бензопилами в количестве 6 штук.
Согласно Лесохозяйственного регламента Усольского лесничества, утвержденного 11.09.2018 г. с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров в Усольском лесничестве предусматривается организация и содержание одной ПХС 3 типа в г. Усолье-Сибирское (переименована в ЛПС-Ш типа).
Согласно нормативам № 1605-р от 19.07.2019, п. СПЗ предусмотрено следующее укомплектование - бензомоторная пила в комплекте с 2 шинами, цепями - 5 штук, запасными принадлежностями. Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу. Сводным планом на территории Усольского лесничества пунктом 2 раздела Ш предусмотрено 5 групп лесных пожарных. Соответственно по нормативу должно быть обеспечено наличие 10 бензопил, как следует из проведенной проверки из нормативного количества отсутствует 6 бензопил, таким образом, фактически в наличии на территории Усольского лесничества находится 4 бензопилы что не соответствует заявленному в сводном плане количеству бензопил - 6 шт.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32.3 КоАП РФ, в отношении Евдокимова С.А.
В качестве доказательств при вынесении постановления о назначении административного наказания исследованы следующие письменные материалы, представленные в административном материале: определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.08.2021, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 04.08.2021, акт проверки от 23.03.2021 № 2, протокол об административном правонарушении от 24.08.2021 № 02-008/2021-Э, уведомление, отчет, квитанция и реестр об отправке письма, пояснения к протоколу об административном правонарушении № 02-008/2021-Э от 24.08.2021, копии распоряжений о назначении Евдокимова С.А. на должность, копия должностного регламента от 29.12.2018, копия паспорта Евдокимова С.А., копия акта проверки № 2 от 19.04.2021, копия предписания № 13/05-11 от 31.03.2021, копия акта проверки готовности Министерства ленного комплекс Иркутской области к пожароопасному сезону 2021 года на землях лесного фонда, копия положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству, копия распоряжения Министерства лесного комплекса от 13.11.2020 № 91-2680-мр О планах тушения лесных пожаров в 2021 году, копия Лесохозяйственного регламента Усольского лесничества Иркутской области, копия сводного плана тушения лесных пожаров на территории Иркутской области.
В своем постановлении № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по СФО Девятов С.Н. приходит к выводу о том, что вследствие ненадлежащего исполнения и ненадлежащего контроля, в нарушение вышеуказанных нормативных требований, должностное лицо начальник территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Усольскому лесничеству Евдокимов С.А., не обеспечил организацию выполнения мероприятий, направленных на осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (несоответствие фактического наличия противопожарного оборудования, снаряжения и инвентаря нормативному количеству) предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории Иркутской области и включенных в него на основании плана тушения пожаров Усольского лесничества, чем допусти нарушение п.1 ст. 53.3 Лесного комплекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ, административная ответственность наступает в результате невыполнения мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные устанавливаются протоколом (постановлением) об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных судье документов и иных сведений установлено, что проверка была проведена в отношении ЛПС III типа г. Усолье-Сибирское Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» на основании распоряжения ДЛХ СФО от 10.03.2021 № 4-р.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены указанное распоряжение, и все необходимы материалы по проверке в отношении ЛПС III типа г. Усолье-Сибирское Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области».
Представленные объяснения консультанта отдела контроля за переданными полномочиями по Иркутской области департамента лесного хозяйства по СФО Борисова Е.Л., в постановление не оценены. Кроме того не возможно установить, когда данные пояснения поступили, после вынесения постановления, или до рассмотрения протокола, либо свидетель был допрошен при рассмотрении материала, поскольку данные пояснения и постановление датированы одной даты, так же не понятно из объяснений, предупреждался ли свидетель об административной ответственности по 17.9 КоАП РФ и кем.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Учитывая, что вопрос о законности проведения проверки подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, если не был предметом проверки в ином судебном порядке, то в нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ законность проведения проверки не проверена должностным лицом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление вынесено без установления всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем, является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Евдокимова Сергея Анатольевича на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по СФО Девятова С.Н. № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Евдокимова Сергея Анатольевича удовлетворить.
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора по Иркутской области Департамента лесного хозяйства по СФО Девятова С.Н. № 02-008/2021-Э от 30.12.2021 года о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Евдокимова Сергея Анатольевича – отменить, дело об административных правонарушениях направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова