УИД 55RS0030-01-2022-000660-03
Дело № 2-471/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Русско-Полянский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Наумченко О.Н.,
при секретаре судебного заседания Кох Е.О., помощнике судьи Прониной А.В.
рассмотрев «26» октября 2022 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна гражданское дело по исковому заявлению администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Профи-Плюс», Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области, Бюджетному образовательному учреждению «Розовская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области, Чкалова М.А., об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в обоснование указав, что с 04.02.2020 в собственности поселения находится автомобильная дорога, протяженностью 270 м, расположенная по адресу: <адрес>. При формировании земельного участка под автомобильной дорогой выявлены пересечения с земельными участками из категории земли населенных пунктов: вид разрешенного использования для трубопроводный транспорт с кадастровым номером № площадь пересечения 71,1 кв.м., 26,0 кв.м., правообладатель у которой отсутствует; вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства: с кадастровым номером № площадь пересечения 244,4 кв.м. правообладателем которой является Чкалова М.А.; вид разрешенного использования общественно-деловые цели с кадастровым номером № площадь пересечения 428,6 кв.м. правообладателем которой является БОУ «Розовская средняя общеобразовательная школа» Русско-Полянского муниципального района Омской области; вид разрешенного использования амбулаторно-поликлиническое обслуживание с кадастровым номером № площадь пересечения 12,0 кв.м. правообладатель которой отсутствует. Указывает, что автомобильная дорога является линейным объектом, запрет на пересечение границ земельных участков прямо установлен Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», наличие такового препятствует постановке земельного участка под дорогой на кадастровый учет.
Просит установить местоположение границ земельного участка для размещения автомобильной дороги местоположение: <адрес> протяженностью 670 м., в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
А также признать результат межевания земельных участков с кадастровыми номерами № недействительным, исключить сведения о границах указанных земельных участков из Единого государственного реестра недвижимости.
Представитель истца администрации Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Удалова Т.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала просила удовлетворить, после перерыва в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки представителя администрации не сообщили.
Представитель ответчика ООО «Профи Плюс», в судебное заседание не явились в отзыве на исковое заявление просили дело рассмотреть в отсутствии представителя общества, исковые требования не признали, указали, что общество является ненадлежащим ответчиком, они лишь выполняли работы по подготовке инженерных изысканий и проектной документации объекта «Газоснабжение <адрес>» в том числе по подготовке проекта планировки и межевания территории, просили исключить ООО «Профи Плюс» из числа ответчиков.
Ответчик Чкалова М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика БОУ «Розовская СОШ» Русско-Полянского муниципального района Омской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица федерального государственного бюджетного учреждении «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки представителя суду не сообщили.
Учитывая положение статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся участников судебного процесса.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
По «Нормам отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74» под автодорогу должен быть отведен земельный участок (полоса постоянного отвода) для ее эксплуатации.
Администрация Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, как собственник автодороги, своевременно не произвела необходимые работы по образованию земельного участка, необходимого для эксплуатации дороги, в связи с чем администрация обратилась в ООО «Павлоградский земельный кадастровый отдел» для проведение необходимых кадастровых и межевых работ для уточнения и постановки на государственный учет земельного участка по улице Фестивальная с. Бологое Русско-Полянского муниципального района Омской области.
Истцом указано и ответчиками не оспаривается, что при формировании земельного участка под автомобильной дорогой, с учетом данных заключения ООО «Павлоградский земельный кадастровый отдел» было выявлено пересечение с земельными участками, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости: кадастровые номера № площадь пересечения 71,1 кв.м. 26,0 кв.м., № площадь пересечения 244,4 кв.м., № площадь пересечения 428,6 кв.м., № площадь пересечения 12,0 кв.м. Согласно выписке из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами №, № правообладателя не имеет. Правообладатели земельных участков являются с кадастровым номером № Чкалова М.А., с кадастровым номером № БОУ «Розовская СОШ» Русско-Полянского муниципального района Омской области.
Указанные участки земли были включены как земля, находящаяся рядом с автодорогой, входящая в полосу постоянного отвода, необходимая для ее эксплуатации, как и собственно само дорожное полотно, что противоречит действующему законодательству.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ. Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. На основании части 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункта 2 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
На основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым предусмотрено ведение ЕГРН, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Из содержания статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч. 2). В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч. 4).
Согласно статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план земельного участка (часть 2). Согласно части 2 статьи 16 и пункта 2 части статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» схема не является документом, необходимым для государственного кадастрового учета, предусмотренным статьей 22 Закона о кадастре, а согласно части 6.1 статьи 38 Закона о кадастре является приложением к межевому плану в качестве документа, в соответствии с которым в том числе осуществляются кадастровые работы.
Статьей 39 указанного выше Федерального закона № 221-ФЗ установлен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которой местоположение границ земельного участка подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. По пункту 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При этом пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ запрещает формирование земельных участков таким образом, чтоб это приводило к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (как земельных участков так и капитальных строений) и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же к нарушениям требований Земельного кодекса и других федеральных законов. По части 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Кроме того, статья 26 Федерального закона № 221-ФЗ содержит запрет на пересечение границ земельных участков. Статья 28 Федерального закона № 221-ФЗ предписывает по решению суда или органа кадастрового учёта исправлять кадастровые ошибки, как повлекшие за собой нарушения прав третьих лиц, так и номинальные.
Частью 20 статьи 26, статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является то, что границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Администрация Розовского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, в силу изложенных выше обстоятельств лишена возможности поставить на кадастровый учет указанный в иске земельный участок под дорогой. Наличие пересечений с иными земельными участками является основанием для отказа в государственной регистрации.
По статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации за юридическими и физическими лицами закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Перечень способов защиты гражданских прав, установленный статьей 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, ГК РФ не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица исходя из статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
При рассмотрении указанных доводов судом отмечается, что согласно разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Статьями 7, 9,10 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Пунктом 21 Приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» также установлено, что межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
Автомобильная дорога является линейным объектом (сооружением дорожного хозяйства), в связи с чем межевание указанных земельных участков должно было проводится с учетом местоположения дороги и полосы отвода под ней.
Установление границ земельных участков с кадастровыми номерами № ранее было проведено с нарушением действующего законодательства, тем самым существенно нарушая права собственника земельного участка под объектом капитального строительства - автомобильная дорога, местоположения которой Российская Федерация, <адрес>.
Таким образом, суд полагает возможным установить местоположение границ земельного участка для размещения автомобильной дороги, расположенной по адресу Российская Федерация, <адрес>, протяженностью 270 м. в координатах, установленных в заключении кадастрового инженера ООО «Павлоградский земельный кадастровый отдел» от 15.04.2022, признав результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами №, № недействительным, исключив сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами № из Единого государственного реестра недвижимости.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Установить местоположение границ земельного участка для размещения автомобильной дороги местоположение: <адрес> протяженностью 270 м., в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
№ |
№ | |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Признать результат межевания земельных участков с кадастровыми номерами № недействительными.
Исключить сведения о границах земельного участка с кадастровыми номерами № из Единого государственного реестра недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Н. Наумченко
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2022 года