Дело <число>
21RS0<число>-25
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года <адрес>
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Степановой Т.И., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского муниципального округа о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к зданию культурно-досугового учреждения, расположенному по <адрес>, путем: -установления на краевых ступенях крыльца при входе в здание противоскользящей полоски, -установления на проступях краевых ступеней лестницы, ведущей на второй этаж противоскользящей полоски, - установления при входе в здание информационной таблички, выполненной шрифтом Брайля, - установления дверных ручек на основных путях движения с контрастным цветом - обустройства санитарно-гигиенических помещений здания для маломобильных групп населения.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, заявил указанные требования к ответчику Муниципальному автономному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики, мотивируя иск тем, что прокуратурой района проанализировано исполнение администрацией Козловского муниципального округа (далее - администрация) законодательства о социальной защите инвалидов. Установлено, что в собственности администрации находится здание культурно-досугового учреждения, расположенное по <адрес>. Указанное здание передано в фактическое пользование муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики для осуществления уставной деятельности. В целях обеспечения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> <число>/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020). <адрес> <дата> внесено представление руководителю МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МАУК) об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения СП 59.13330.2020. В установленный срок МАУК нарушения законодательства в полном объеме не устранены. <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме разделения. Правопреемником МАУК является Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - учреждение), целью деятельности которого является осуществление единой государственной политики в области культуры, массового просвещения, поддержки народного творчества и художественной самодеятельности, культурно-досуговой деятельности. Отсутствие беспрепятственного доступа для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп населения в помещение объекта социальной инфраструктуры - МАУК «Централизованная клубная система», расположенного по <адрес>, ограничивает их право на беспрепятственный доступ к данному объекту. Ссылаясь на нормы законодательства, просит суд возложить на муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к зданию культурно-досугового учреждения, расположенному по <адрес>, путем:- установления на краевых ступенях крыльца при входе в здание противоскользящей полоски, - установления на проступях краевых ступеней лестницы, ведущей на второй этаж противоскользящей полоски, - установления при входе в здание информационной таблички, выполненной шрифтом Брайля, - установления дверных ручек на основных путях движения с контрастным цветом, - обустройства санитарно-гигиенических помещений здания для маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО2 исковое заявление поддержала по изложенным в иске основаниям и просила его удовлетворить.
Ответчик МАУК «Централизованная клубная система», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Козловского муниципального округа Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с требованиями ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (включая те, в которых расположены организации культуры), надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В целях обеспечения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> <число>/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020).
Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
В силу п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 знаком доступности для маломобильных групп населения должны обозначаться зоны предоставления услуг, входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках, входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения, доступные гардеробы, примерочные, раздевальные.
В соответствии с п. 6.5.2 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию. Применяемые средства информации должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых на одном земельном участке.
В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В силу п. 6.4.2 СП 59.13330.2020 ручки, которыми могут воспользоваться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на высоте 0,85 - 1,1 м от уровня пола, на расстоянии не менее 0,6 м от боковой стены помещения. Шрифт и уровень контраста надписей принимают по ФИО4 51671. В силу п.6.3.1 СП 59.13330.2020 во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Суд считает установленным, что подтверждается материалами дела, что в собственности администрации находится здание культурно-досугового учреждения, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме разделения. Правопреемником МАУК является Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики, целью деятельности которого является осуществление единой государственной политики в области культуры, массового просвещения, поддержки народного творчества и художественной самодеятельности, культурно-досуговой деятельности.
Согласно п. 1.4 Устава Муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее - Устав), учредителем и собственником имущества Автономного учреждения является Козловский муниципальный округ в лице администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее также Учредитель).
Согласно договору о пользовании муниципальным имуществом Козловского муниципального округа на праве оперативного управления от <дата> <число> администрация Козловского муниципального округа передало МАУК «Централизованная клубная система» для пользования на праве оперативного управления в соответствии с уставной деятельностью и условиям договора имущество согласно акту-приема передач.
В соответствии с актом приема-передачи от <дата> МАУК «Централизованная клубная система передано нежилое двухэтажное здание - Здание культурно-досугового центра, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд считает установленным, что указанное здание передано в фактическое пользование муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики для осуществления уставной деятельности, что также подтверждается распоряжениями и постановлениями администрации, договорами о передаче муниципального имущества Козловского городского поселений <адрес> Чувашской Республики в безвозмездное пользование, актами приема-передачи.
Также судом установлено, что от <дата> руководителю МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа Чувашской Республики прокуратурой <адрес> вынесено представление об устранений нарушений федерального законодательства <число>, из которого следует, что в ходе проверки прокуратурой <адрес> исполнения МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» Козловского муниципального округа законодательства о социальной защите прав инвалидов, выявлено, что в нарушение требований законодательства на краевых ступенях крыльца здания культурно-досугового центра, расположенного по <адрес>, а также на краевых ступенях лестницы второго этажа не размещена противоскользящая полоска; при входе в здание культурно-досугового центра отсутствует информационная пиктограмма о доступности объекта для инвалидов, при входе в помещения отсутствуют информационные таблички со шрифтом Брайля; дверные ручки на основных путях движения в здании культурно-досугового центра не выделены контрастным цветом; кнопка вызова персонала, расположенная на крыльце здания культурно-досугового центра, находится в нерабочем состоянии; номера рядов и мест в зрительных, актовых залах и сооружений для культурно-досуговой деятельности должны быть выполнены шрифтом контрастного цвета по отношению к фону; на креслах в помещение кинозала отсутствуют номера рядов и мест, выполненных шрифтом контрастного цвета по отношению к фону; санитарно-гигиенические помещения здания культурно-досугового центра не обустроены для маломобильных групп населения.
Из письма о результатах рассмотрения представления <число> от <дата> следует, что МАУК «Центр развития культуры, библиотечного обслуживания и архивного дела» ведется работа по устранению всех вышеперечисленных нарушений, как только в организации пройдет реорганизацию, будут заключены договора (контракты) на выполнение данных услуг. Номера рядов и мест в зрительном зале выполнены шрифтом контрастного цвета по отношению к фону, кнопка устройства вызова помощи, расположенная на крыльце здания, заменена, находится в рабочем состоянии, санитарно-гигиенические помещения здания районного Дома культуры не обустроены для маломобильных групп населений, ведется работа по составлению проектно-сметной документации.
Таким образом, суд считает установленным, что прокуратурой <адрес> Чувашской Республики проверено исполнение законодательства, направленного на социальную защиту прав инвалидов.
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства: на краевых ступенях крыльца здания культурно-досугового центра, а также на краевых ступенях лестницы второго этажа не размещена противоскользящая полоска; при входе в здание культурно-досугового центра отсутствует информационная пиктограмма о доступности объекта для инвалидов, при входе в помещения отсутствуют информационные таблички со шрифтом Брайля; дверные ручки на основных путях движения в здании культурно-досугового центра не выделены контрастным цветом; кнопка вызова персонала, расположенная на крыльце здания культурно-досугового центра, находится в нерабочем состоянии; номера рядов и мест в зрительных, актовых залах и сооружений для культурно-досуговой деятельности должны быть выполнены шрифтом контрастного цвета по отношению к фону; на креслах в помещение кинозала отсутствуют номера рядов и мест, выполненных шрифтом контрастного цвета по отношению к фону; санитарно-гигиенические помещения здания культурно-досугового центра не обустроены для маломобильных групп населения.
Указанные нарушения явились основанием для внесения прокурором района представления в адрес ответчика.
Как следует из представленных суду доказательств, в установленный срок МАУК нарушения законодательства в полном объеме не устранены.
Как указано в выписке из ЕГРЮЛ, целью деятельности МАУК «Централизованная клубная система» является осуществление единой государственной политики в области культуры, массового просвещения, поддержки народного творчества и художественной самодеятельности, культурно-досуговой деятельности.
Согласно п.п. 2.4.1, 2.4.2 Устава учреждение осуществляет следующие виды деятельности: деятельность по организации и постановке театральных представлений, концертов и прочих сценических выступлений, зрелищно-развлекательную деятельность. Кроме этого, в соответствии п. 2.5.5.2 Устава учреждение осуществляет организацию и проведение вечеров отдыха, праздников, юбилеев, свадеб, гражданских и семейных обрядов, литературных и музыкальных гостиных балов, дискотек, концертов, спектаклей и иных культурно-досуговых мероприятий, организовывает и проводит работы платных клубных формирований (кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, театры, любительские объединения и т.п.).
Поскольку целью деятельности учреждения является осуществления единой государственной политики в области культуры, массового просвещения поддержки народного творчества и художественной самодеятельности культурно-досуговой деятельности, отсутствие беспрепятственного доступа для инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп населения в помещение объекта социальной инфраструктуры - МАУК «Централизованная клубная система, расположенного по <адрес>, ограничивает их право на беспрепятственный доступ к данному объекту, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная клубная система» Козловского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 210701552996) обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к зданию культурно-досугового учреждения, расположенному по <адрес>, путем:
- установления на краевых ступенях крыльца при входе в здание противоскользящей полоски,
- установления на проступях краевых ступеней лестницы, ведущей на второй этаж противоскользящей полоски,
- установления при входе в здание информационной таблички, выполненной шрифтом Брайля,
- установления дверных ручек на основных путях движения с контрастным цветом
- обустройства санитарно-гигиенических помещений здания для маломобильных групп населения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Степанова Т.И.
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Судья Степанова Т.И.