Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-383/2024 ~ М-161/2024 от 12.02.2024

Гр.дело 2-383/2024 мотивированное решение составлено 6.03.2024

УИД 51RS0007-01-2024-000350-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2024 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,

при секретаре Садыриной К.Н.,

с участием истца Паниной Н.В.,

представителя ответчика Шемякиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паниной Натальи Викторовны к государственному учреждению – Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении в страховой стаж периодов работы и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Панина Н.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении в страховой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии и обязать назначить пенсию с момента подачи заявления ответчику.

В обоснование требований указала, что в связи с достижением возраста 50 лет обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как имеет двоих детей, северный стаж составляет более 12 лет, общий трудовой стаж составляет более 20 лет. Решением от 15.01.2024 вы досрочном назначении пенсии было отказано в связи с тем, что ребенок рожден на территории Украины, и в связи с недостижением требуемого возраста и отсутствием стажа. В расчет страхового стажа не был учтен период с 01.01.2023 по 09.10.2023.

Просит признать решение от 15.01.2024 об отказе в назначении пенсии по старости незаконным, обязать назначить пенсию по старости с даты обращения с заявлением, определить право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включить период в работы с 01.01.2023 по 09.10.2023 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, суду пояснила, что ее сын ФИО, <.....>, действительно был рожден на территории Украины в Донецкой области, является гражданином России. С <.....> был зарегистрирован и проживал на территории России. Она также является гражданкой России, гражданкой Украины никогда не была. С 16.05.2017 по настоящее время работает в АО «СЗФК».

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласен по доводам, изложенным в письменных возражениях, суду пояснила, что при оценке пенсионных прав истца на дату ее обращения 09.10.2023 с заявлением о назначении пенсии, период работы истца с 01.01.2023 по 09.10.2023 не был включен Фондом в страховой стаж, поскольку на момент рассмотрения заявления о назначении пенсии в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствовали сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах за указанный период. Вместе с тем, не оспаривала, что в настоящее время указанный стаж включен в страховой стаж. С учетом включения спорного периода в страховой стаж, подтвержденный документально страховой стаж (с учетом льготного исчисления) составляет - 20 лет 04 месяца 27 дней (при требуемом не менее 20 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 16 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ); ИПК – 45,836 (при требуемом не менее 25,8 в 2023 году). Также пояснила, что ранее в период действия Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсионным фондом при назначении досрочной пенсии по старости учитывались дети, рожденные на территории другого государства, вместе с тем, в связи с денонсацией указанного Соглашения, в настоящее время оснований для этого не имеется.

Заслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), целью которого является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию с учетом ее особого значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 9 октября 2023 года Панина Н.В., <.....>, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Решением УПФ РФ в г. Апатиты от 15 января 2024 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствие права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ (ребенок рожден на территории Украины); не достижением требуемого возраста, отсутствием требуемого страхового стажа в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.

Согласно указанному решению, подтвержденный документально стаж истца

составляет: страховой (с учетом льготного исчисления) – 19 лет 07 месяцев 22 дня (при требуемом не менее 20 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 16 лет 02 месяца 11 дней, при требуемом не менее 12 лет (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ) и не менее 15 лет (п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ); ИПК – 45,836 (при требуемом не менее 25,8 в 2023 году). Стаж учтен на 31.12.2022 на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ответчика с учетом включения в страховой стаж истца периода ее работы с 01.01.2023 по 08.10.2023, по состоянию на 08.10.2023 подтвержденный документально страховой стаж (с учетом льготного исчисления) составляет - 20 лет 04 месяца 27 дней (при требуемом не менее 20 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 16 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ); ИПК – 45,836 (при требуемом не менее 25,8 в 2023 году).

Как следует из материалов дела, истец имеет двоих детей, ФИО <.....>, и ФИО2, <.....>.

ФИО является гражданином России на основании п. «а» ст. 18, ст. 35 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28.11.1991.

При этом доводы представителя ответчика о том, что ФИО воспитывался до достижения 1,5 лет на территории Украины, опровергаются представленными истцом справками.

Так, согласно представленным справкам ф. 9, ФИО с <.....> был зарегистрирован по адресу <.....>, с <.....> по адресу <.....>

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенной в качестве свидетеля ФИО3

Также, согласно справке ГОБУЗ «АКЦГБ» ФИО наблюдался в детской поликлинике г. Апатиты с <.....>.

Доводы представителя ответчика о том, что в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», вступившего в силу с 30.06.2022, Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022, в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ при переезде граждан из Украины на постоянное место жительства в РФ, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства РФ) с 01.01.2023 осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем, учитывая, что ребенок рожден на территории Украины, у истца не возникло право на назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, суд считает необоснованными в виду следующего.

До 1 января 2013 г. порядок и условия назначения пенсий гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств и членам их семей в области пенсионного обеспечения определялся Соглашением от 13 марта 1992 г. Указанное соглашение основывалось на принципе территориальности, то есть пенсионное обеспечение осуществлялось по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств. При этом предусматривалось взаимное признание трудового стажа, в том числе льготного и специального, для установления права на пенсию, приобретенного на территории СССР за период до вступления в силу соглашений.

В связи с изменением пенсионного законодательства Российской Федерации,

а также государств-участников Содружества Независимых Государств, в настоящее время нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. не позволяют гражданам указанных государств в полном объеме реализовать свое право на назначение пенсии.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, прекращение международного договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека денонсация не освобождает договаривающуюся сторону, заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до вступления денонсации в силу.

Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.

Таким образом, при рассмотрении дела суд приходит к выводу о том, что при денонсации Российской Федерации Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо в соответствии с национальным законодательством, однако выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г., определения стажа работы, приобретенного до 1 января 2021 г., Российской Федерацией будет продолжена. Иное бы приводило к нарушению прав граждан на пенсионное обеспечение. Вследствие чего доводы представителя ответчика о неприменении Соглашения от 13 марта 1992 г. к спорным правоотношениям ввиду его денонсации являются несостоятельными.

Таким образом, поскольку у истца, родившей двоих детей, имеется необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, суд приходит к выводу, что имеются основания для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 9 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-383/2024 ~ М-161/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панина Наталья Викторовна
Ответчики
ОСФР по Мурманской области
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Ткаченко Т.В.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2024Судебное заседание
06.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Дело оформлено
18.04.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее