11RS0003-01-2023-004672-20 Дело № 2-5301/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.
при секретаре Яковлевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 01 ноября 2023 года дело по иску Службы строительного жилищного и технического надзора (контроля), Государственная жилищная инспекция по ____ в интересах Петрушкевич Е. В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Время" о возложении обязанности обеспечить поверку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в МКД №__ "а" по ____ ____,
Установил:
Государственная жилищная инспекция по городу Инте – территориальный орган Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) обратилась в суд с иском в интересах Петрушкевич Е. В. о возложении на управляющую компанию ООО "Время" обязанности обеспечить поверку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном ____ "а" по ____ пгт. Верхняя Инта.
В обоснование заявленных требований истец указал, что __.__.__ в адрес Инспекции поступило обращение Петрушкевич Е.В. о нарушении управляющей организацией обязательств по управлению многоквартирным домом, так как __.__.__ истек срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии ____ "а" по ____ пгт. Верхняя Инта. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от __.__.__ №__ (далее Положение), органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим жилищный надзор, является Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба). Государственной жилищной инспекцией по городу Инте, являющейся территориальным органом Службы, по результатам рассмотрения обращения Петрушкевич Е.В., Обществу с ограниченной ответственностью «Время» (далее ООО «Время») было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от __.__.__ №__, предусматривающее в срок до __.__.__ обеспечить поверку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном ____ "а" по ____, пгт. Верхняя Инта (далее МКД №__ "а"). До настоящего времени информация от управляющей организации об устранении нарушения в Инспекцию не предоставлена. Согласно сведениям в ГИС ЖКХ дата последней поверки общедомовых приборов учете тепловой энергии и горячего водоснабжения __.__.__, межповерочный интервал составляет 4 года.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Петрушкевич Е. В. с __.__.__ является собственником жилого помещения по адресу: ____ ____
Материалами дела подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью "Время" на основании лицензии от __.__.__ №__, осуществляет управление домом №__"а" по ____ в ____ с __.__.__.
Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1110 от 28 октября 2014 г. лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 – 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 2 Статья 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее - Правила № 416) определено, что управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - минимальный перечень).
Пунктом 18 Минимального перечня определены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в том числе: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» (п. 10 «г», «д»; п. 11 «и», «к»).
Согласно п. 5.1.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее Правила № 170) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Подпунктом 8 пункта 16 Раздела IV Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
В соответствии с пунктами 1, 2 статья 13 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила № 354).
Согласно п.40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При отсутствии, истечении срока поверки или неисправности общедомового прибора учета коммунального ресурса начисление платы за коммунальный ресурс на общедомовые нужды производится исходя из утвержденного норматива объема потребления.
В соответствии с пунктом 45 Правил № 354 если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит нуль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за расчетный период потребителям не начисляется.
Многоквартирный жилой ____ "а" по ____ пгт. Верхняя Инта оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии.
Дата последней поверки прибора учета тепловой энергии и горячей воды – __.__.__, межповерочный интервал – четыре года.
Непринятие управляющей организацией ООО «Время» мер, обеспечивающих ведение в многоквартирном доме коммерческого учета коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения, лишает собственников (нанимателей) помещений в МКД №__ "а", в том числе Петрушкевич Е.В., возможности вносить плату за коммунальный ресурс, предоставленный на общедомовые нужды, исходя из фактического его потребления, тем самым нарушает права и законные интересы Петрушкевич Е.В. и других собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, непринятие управляющей организацией ООО «Время» мер, обеспечивающих ведение в многоквартирном доме коммерческого учета коммунального ресурса на нужды отопления, так же лишает собственников (нанимателей) помещений в МКД №__ "а", в том числе Петрушкевич Е.В., возможности вносить плату за коммунальный ресурс, предоставленный на нужды отопления и горячего водоснабжения, исходя из фактического его потребления, что так же нарушает права и законные интересы Петрушкевич Е.В и других собственников (пользователей) помещений в многоквартирном доме.
Учитывая вышеизложенное, суд считает требования Службы строительного жилищного и технического надзора (контроля), Государственная жилищная инспекция по г. Инте в интересах Петрушкевич Е. В., правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с Обществу с ограниченной ответственностью "Время" государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании п. п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Службы строительного жилищного и технического надзора (контроля), Государственная жилищная инспекция по г. Инте в интересах Петрушкевич Е. В. к Обществу с ограниченной ответственностью "Время" удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью "Время" обязанность обеспечить поверку общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном ____ ____.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Время» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Инта» в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в Интинский горсуд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Истцом на решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение изготовлено в совещательной комнате __.__.__ в <....>.
Судья- Н.А. Жуненко