Дело № 2-1413/2023, УИД 54RS0012-01-2023-001222-88
Поступило в суд 21.07.2023 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» октября 2023 г. г. Барабинск, Новосибирской области
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,
с участием:
помощника Барабинского межрайонного прокурора Карымовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области об обязывании определить схему размещения мест твердых коммунальных отходов и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Барабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (л.д.6-9) к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту администрация или ответчик), в котором просил обязать администрацию определить схему размещения мест (площадок) твердых коммунальных отходов в г.Барабинске и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установив срок для устранения нарушений 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в порядке подготовке к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МБУ города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства».
В обоснование заявленных требований прокурор в иске (л.д. 6-9) указал и в судебном заседании пояснил, что в результате проверки, проведенной прокурором по соблюдению органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства и об отходах производства и потребления, установлено отсутствие схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и установление площадки для сбора твердых коммунальных расходов в районе <адрес> в нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что нарушает права неопределенного круга лиц, которые подлежат защите способом, избранным прокурором.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, заслушав прокурора, изучив основания и требования иска, письменные материалы дела, приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В соответствии со ст. 1, ст.3 Закона Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области", принятого постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.05.2004 N 200-ОСД) Барабинский район наделен статусом муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт город Барабинск.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые вступили в силу с 1 января 2019 г. и согласно требованиям которых Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Реестр ведется на государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.
Раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.
Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Раздел "Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения:
для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес;
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства;
для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные.
Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки прокурором установлено, что администрацией ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в которой включено 116 контейнерных площадок, однако в нарушении требований вышеуказанного законодательства схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, что нашло свое подтверждение представленными прокурором доказательствами, в связи с чем, указанное требование иска подлежит удовлетворению.
Кроме этого, прокурором в рамках проведения проверки установлено, что контейнерная площадка в районе <адрес>, включенная в реестр муниципального имущества <адрес> и в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> (№) расположена на расстоянии 11,9 м. от <адрес> на расстоянии 16,8м. от <адрес>.
На основании п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с п. 8.2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10.06.2010 N 64 и введенных в действие 15.08.2010 расстояние от контейнера до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает установленным, что имеет место ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов на расстоянии менее чем 20 метров, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, указанное требование прокурора также подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым предоставить администрации для выполнения требований об устранении выявленных прокурором нарушений, срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным для устранения нарушений, с учетом объема необходимых работ, их характера и степени опасности имеющихся нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области об обязывании определить схему размещения мест твердых коммунальных отходов и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в течение 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу:
- определить схему размещения мест (площадок) твердых коммунальных отходов в г.Барабинске, Новосибирской области;
- разместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров, от жилого дома (жилых домов).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Судья Барабинского районного суда Новосибирской области Е.В.Сафонова
Мотивированное решение изготовлено судом 07.11.2023г.