Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1413/2023 ~ М-1017/2023 от 21.07.2023

Дело № 2-1413/2023, УИД 54RS0012-01-2023-001222-88

Поступило в суд 21.07.2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» октября 2023 г.                            г. Барабинск, Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе судьи Е.В.Сафоновой,

с участием:

помощника Барабинского межрайонного прокурора Карымовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области об обязывании определить схему размещения мест твердых коммунальных отходов и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

    ДД.ММ.ГГГГ Барабинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (л.д.6-9) к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области (далее по тексту администрация или ответчик), в котором просил обязать администрацию определить схему размещения мест (площадок) твердых коммунальных отходов в г.Барабинске и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установив срок для устранения нарушений 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

    Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в порядке подготовке к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МБУ города Барабинска Барабинского района Новосибирской области «Городская служба благоустройства».

В обоснование заявленных требований прокурор в иске (л.д. 6-9) указал и в судебном заседании пояснил, что в результате проверки, проведенной прокурором по соблюдению органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства и об отходах производства и потребления, установлено отсутствие схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и установление площадки для сбора твердых коммунальных расходов в районе <адрес> в нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что нарушает права неопределенного круга лиц, которые подлежат защите способом, избранным прокурором.

Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, заслушав прокурора, изучив основания и требования иска, письменные материалы дела, приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

В соответствии со ст. 1, ст.3 Закона Новосибирской области от 02.06.2004 N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области", принятого постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.05.2004 N 200-ОСД) Барабинский район наделен статусом муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт город Барабинск.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые вступили в силу с 1 января 2019 г. и согласно требованиям которых Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

Реестр ведется на государственном языке Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.

Раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема.

Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел "Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения:

для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес;

для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства;

для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные.

Раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки прокурором установлено, что администрацией ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в которой включено 116 контейнерных площадок, однако в нарушении требований вышеуказанного законодательства схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определена, что нашло свое подтверждение представленными прокурором доказательствами, в связи с чем, указанное требование иска подлежит удовлетворению.

Кроме этого, прокурором в рамках проведения проверки установлено, что контейнерная площадка в районе <адрес>, включенная в реестр муниципального имущества <адрес> и в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> () расположена на расстоянии 11,9 м. от <адрес> на расстоянии 16,8м. от <адрес>.

На основании п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии с п. 8.2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10.06.2010 N 64 и введенных в действие 15.08.2010 расстояние от контейнера до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает установленным, что имеет место ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов на расстоянии менее чем 20 метров, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, указанное требование прокурора также подлежит удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым предоставить администрации для выполнения требований об устранении выявленных прокурором нарушений, срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, достаточным для устранения нарушений, с учетом объема необходимых работ, их характера и степени опасности имеющихся нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Барабинского межрайонного прокурора Новосибирской области, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Барабинска Барабинского района Новосибирской области об обязывании определить схему размещения мест твердых коммунальных отходов и переместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Обязать администрацию города Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в течение 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу:

- определить схему размещения мест (площадок) твердых коммунальных отходов в г.Барабинске, Новосибирской области;

- разместить контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную в районе <адрес> в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров, от жилого дома (жилых домов).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.

Судья Барабинского районного                                                                                                      суда Новосибирской области                                                               Е.В.Сафонова

Мотивированное решение изготовлено судом 07.11.2023г.

2-1413/2023 ~ М-1017/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Барабинская межрайонная прокуратура
Ответчики
администрация города Барабинска Барабинского района Новосибирской области
Другие
МБУ города Барабинска Барабинского района Новосибирской области "Городская служба благоустройства"
Суд
Барабинский районный суд Новосибирской области
Судья
Сафонова Елена Владимировна
Дело на странице суда
barabinsky--nsk.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее