Дело № 5-391/2022
УИД 29MS0018-01-2022-003460-44
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
28 июня 2022 года г. Котлас
Мировой судья Новикова М.А., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Котласского судебного района Архангельской области, рассмотрев по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пер Воровского, д. 8, материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Луч» ИНН 2904029039, адрес юридического лица: Архангельская область, Котласский район, дер. Стража,д. 5, привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ,
установил:
23 мая 2022 года должностным лицом Межрайонной ИФНС России <НОМЕР> по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Луч».
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Луч» в нарушении пункта 5 статьи 18 Федерального закона <НОМЕР> «О бухгалтерском учёте» не представило в налоговый орган в установленный законом срок, то есть до 31 марта 2022 года экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя организации, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, мировой судья пришёл к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Налоговой инспекцией бездействие ООО «Луч» квалифицировано по ст.19.7 КоАП РФ как непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, поскольку обязанность по предоставлению экземпляра бухгалтерской отчётности установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учёте».
Между тем административным органом не учтено следующее.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 23 НК РФ перечислены обязанности налогоплательщиков, неисполнение которых влечет за собой установленную законом ответственность.
Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», внесены изменения в существовавший ранее порядок предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности.
В частности, в ст.18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» введено понятие государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности), формирование и ведение которого возложено на ФНС России.
Согласно ч.3 указанной статьи в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождены организации государственного сектора; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.18).
В силу ч.4 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 Федерального закона от <ДАТА5> N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции настоящего Федерального закона: 1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа; 2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» основными целями законопроекта являются упрощение порядка предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности экономическими субъектами в государственные органы и совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчётности. Законопроект направлен на обеспечение реализации принципа «одного окна» при представлении бухгалтерской (финансовой) отчётности в государственные органы. В соответствии с законопроектом обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности должен предоставляться в один государственный орган - налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. При этом ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности и обеспечивать доступ к указанному информационному ресурсу для иных государственных органов и заинтересованных лиц.
Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от <ДАТА6> N ММ-3-06/333@, в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных НК РФ, в структуру отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок входит анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган. Кроме того, в качестве общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, учитывается, в том числе, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Из анализа вышеуказанных норм, следует, что годовая бухгалтерская отчётность, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2019 год, предоставляется всеми юридическими лицами в ФНС России и используется налоговым органом, в том числе, в целях осуществления налогового контроля.
Таким образом, изменения, внесённые с 1 января 2020 года в вышеуказанные Федеральные законы, не отменили обязанность субъектов экономической деятельности предоставлять экземпляр бухгалтерской отчётности в ФНС России, равно как и обязанность налоговых органов анализировать предоставляемую им бухгалтерскую отчётность в целях эффективного осуществления налогового контроля.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от <ДАТА8> N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Согласно подпункту 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА8> N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по предоставлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрен частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, непредставление юридическим лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, могло быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 19.7 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА9> № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в постановлениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29.07.2021 N 16-3697/2021, от 09.06.2021 N 16-1660/2021, постановлении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2021 N 16-6670/2021.
Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере финансов, налогов и сборов и общественные отношения в области государственного управления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного ООО «Луч» деяния со статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 15.6 названного Кодекса, более того, указанная норма не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, в отличие от статьи 19.7 Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ООО «Луч» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Луч» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Котласском городском суде Архангельской области в течение 10 суток со дня его вынесения, а лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья М.А. Новикова