Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2023-004312-98
Дело № 2-4245/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Морозове Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Опариенко Татьяны Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Городское бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», об обязании заключения договора социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Опариенко Татьяна Владимировна, действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что с 2012 года по настоящее время истец прописана в комнате <адрес> на основании ордера №735-12.9А от 19.12.2012 года, выданного Бурик (Опариенко) Татьяне Владимировне КП «Жилсервис-15» на право занятия с семьей из 3 человек жилой площади в общежитии по <адрес>, размером 17,6 кв.м. Спорным жилым помещением истец и ее несовершеннолетние дочери пользуются постоянно с момента выдачи ордера и вселения. Истец несет бремя содержания спорной комнаты, оплачивает коммунальные платежи, выполняет условия фактически сложившегося между сторонами договора аренды жилого помещения в общежитии. В указанной комнате истец имеет постоянную регистрацию с 11.01.2013 года. Кроме истца в спорном жилом помещении зарегистрированы несовершеннолетние дети истца: ФИО3, ФИО4, ФИО5 Распоряжением Правительства города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.01.2016 года №148-РДИ комната №107 общей площадью 17,6 кв.м., расположенная на первом этаже <адрес> включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя, что подтверждается выпиской из реестра собственности города Севастополя №002860 от 10.07.2023 года. 26.07.2023 года истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением №760 о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», однако, получила отказ, оформленный письмом от 01.09.2023 года за №7811/01-05-02.1-50/02/23, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Нургалиев А.С. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия и участия его доверителя, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Департамент капитального строительства г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Городское бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке.
С учетом положений ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что с 2012 года по настоящее время истец прописана в комнате <адрес> на основании ордера №735-12.9А от 19.12.2012 года, выданного Бурик (Опариенко) Татьяне Владимировне КП «Жилсервис-15» на право занятия с семьей из 3 человек жилой площади в общежитии <адрес>
Совместно с истцом ордер выдан на состав семьи:
ФИО3, 2006 года рождения – дочь;
ФИО4, 2012 года рождения – дочь.
Спорным жилым помещением – комнатой, истец и члены ее семьи – несовершеннолетние дочери, пользуются постоянно с момента выдачи ордера и вселения. Истец оплачивает все коммунальные платежи, выполняет условия фактически сложившегося между сторонами договора найма жилого помещения в общежитии. В указанной комнате истец имеет постоянную регистрацию с 11.01.2013 года, что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя Опариенко Т.В.
Согласно информационной справке по адресу от 22.06.2023 года, выданной паспортистом ГУПС «ЕИРЦ» в комнате №107, <адрес> кроме истца, зарегистрированы с 11.01.2013 ФИО3, 06.02.2006 года рождения, ФИО4, 31.05.2012 года рождения; с 19.05.2017 - ФИО5, 02.05.2017 года рождения.
Распоряжением Правительства города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.01.2016 года №148-РДИ комната №107 общей площадью 17,6 кв.м., расположенная на первом этаже <адрес>, включена в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя, что подтверждается Выпиской из реестра собственности города Севастополя №002860 от 10.07.2023 года.
В связи с выявленным несоответствием в площади комнаты <адрес>, указанной в Распоряжении ДИЗО г. Севастополя от 15.01.2016 года №148-РДИ и в Реестре собственности города Севастополя №002860 от 10.07.2023 года – 24,5 кв.м. и фактической площадью этой же комнаты №107, установленной в ходе кадастровых работ при подготовке Технического паспорта – 17,6 кв.м., 14.09.2023 года представителем истца через МФЦ подано заявление о предоставлении государственной или муниципальной услуги: (ДИЗО) «Выдача выписок из Реестра собственности города Севастополя» для внесения изменений в Распоряжение и Реестр собственности города Севастополя с целью уточнения площади спорной комнаты.
Кроме того, 02.08.2023 года истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, как к собственнику спорного объекта недвижимости, с заявлением о выдаче доверенности на имя своего представителя по доверенности Оначишич Л.М. для обращения в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности за городом федерального значения Севастополь объекта недвижимости – жилого помещения в общежитии, расположенном по <адрес>.
Согласно графической части плана этажа из инвентарного дела <адрес> спорный объект недвижимости является жилым помещением в общежитии, комнатой площадью 17,6 кв.м., расположенной на первом этаже здания с кадастровым номером <адрес>.
Из Технического паспорта объекта капитального строительства, подготовленного государственным унитарным предприятием города Севастополя «Бюро технической инвентаризации» следует, что жилое помещение (комната в общежитии) по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, комната 107, расположена на 1ом этаже. Дом, в котором расположена комната имеет кадастровый №. Площадь комнаты составила по результатам фактических обмеров 17,6 кв.м.
В связи с указанным 26.07.2023 года истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением №760 о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя».
01.09.2023 года за №7811/01-05-02.1-50/02/23 Департамент капитального строительства города Севастополя отказал истцу в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Севастополя от 08.09.2016г. №840-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя», подпункта 12 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 20.01.2023 года № 7-а/2023.
В обоснование отказа ответчик указал, что здание, расположенное по <адрес>, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.01.2016 года №148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.
Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит ст.ст. 92, 94, 100 ЖК РФ в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений.
Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (ст.ст. 6, 7 Закона города Севастополя от 15.05.2015 №137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, не относятся.
В соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01.04.2021 года №1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления» вышеуказанное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2, 299011).
Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 №840-ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания для заключения договора социального найма отсутствуют.
Отказ в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению заявителя за предоставлением государственной услуги после устранения причин, послуживших основанием для отказа.
Решение об отказе в предоставлении государственной услуги может быть обжаловано заявителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 08.09.2016 №840-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя», уполномоченным органом в сфере жилищной политики (в частности п.3.1.2.6 – заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя; п.3.1.2.5 – осуществляет приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя) является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Спорное жилое помещение находятся в собственности города федерального значения Севастополь, а обязанность заключать договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя и осуществлять приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя закреплена за Департаментом капитального строительства города Севастополя.
Таким образом, истец обратилась с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» в уполномоченный для решения данного вопроса орган - Департамент капитального строительства города Севастополя.
К заявлению о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» истцом были представлены документы, подтверждающие его право на получение испрашиваемой государственной услуги, а именно: паспорт гражданина Российской Федерации на имя Опариенко Т.В.; свидетельства о рождении ФИО3, ФИО4, ФИО5; свидетельство о заключении брака; справка о заключении брака; копия ордера №735-12.9А от 19.12.2012 года; информационная справка по адресу от 24.07.2023 года; технический паспорт жилого помещения; распоряжение ДИЗО г. Севастополя №148-РДИ от 25.01.2016 года с перечнем помещений общежитий, подлежащих включению в Реестр собственности города Севастополя; выписка из реестра собственности города Севастополя.
Прилагаемые к заявлению в Департамент капитального строительства города Севастополя документы свидетельствуют, что истец и ее несовершеннолетние дочери ФИО3 и ФИО4, как члены семьи нанимателя, вселены в спорное жилое помещение в 2012 году на основании ордера №735-12.9А от 19.12.2012 года, выданного Бурик (Опариенко) Татьяне Владимировне КП «Жилсервис-15» на право занятия с семьей из 3 человек жилой площади в общежитии <адрес>, официально зарегистрированы в нем с 11.01.2013 года по настоящее время, а несовершеннолетняя ФИО5, 02.05.2017 года рождения (дочь наниматля), проживает в спорном жилом помещении с момента рождения и зарегистрирована в нем с 19.05.2017 года
Истец с детьми на законных основаниях вселены и проживают в спорном жилом помещении с 2012 года, официально зарегистрированы в нем 11.01.2013 года, когда город Севастополь входил в состав государства Украина.
Согласно ст.12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а так же таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковский операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а так же если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Действующими нормами законодательства Российской Федерации установлено следующее.
Согласно п. 1 ст. 672 Гражданского кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.50-51 Жилищного кодекса РСФСР, а также согласно ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения (ордера) о предоставлении жилого помещения. Договор социального найма заключается между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином, на имя которого был выдан ордер, или надлежаще оформленное решение органа местного самоуправления о предоставлении такого жилого помещения конкретному лицу (лицам).
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Согласно положениям ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. В силу ст.61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). В силу ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ). В силу части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ), право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил статьи 70 ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке (статья 72 ЖК РФ), право заключать договор поднайма с соблюдением правил статьи 76 ЖК РФ и др.
Судебная практика в Российской Федерации идет по пути признания за гражданами права на заключение (изменение) договора социального найма жилого помещения при наличии совокупности обстоятельств, подтверждающих, что между сторонами фактически сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, даже в случае отсутствия ордера.
Из исследованных судом материалов дела следует, что истец вселена в спорное жилое помещение с несовершеннолетними дочерями ФИО3 и ФИО4, на основании на основании ордера №735-12.9А от 19.12.2012 года, выданного Бурик (Опариенко) Татьяне Владимировне КП «Жилсервис-15» на право занятия с семьей из 3 человек жилой площади в общежитии по <адрес>. Малолетняя ФИО5, 02.05.2017 года рождения, вселена в спорное жилое помещение с момента рождения. Официально истец Опариенко Т.В. (наниматель) зарегистрирована в спорном жилом помещении 11.01.2013 года, что подтверждается данным о регистрации в паспорте гражданина РФ и справкой по месту жительства, выданной ГУПС «ЕИРЦ» 22.06.2023 года. Согласно этой же справке дочери истца ФИО3, 06.02.2006 года рождения и ФИО4, 31.05.2012 года рождения, официально зарегистрированы в спорной комнате № с 11.01.2013 года, а малолетняя ФИО5, 02.05.2017 года рождения – с 19.05.2017 года. Указанное подтверждает, что истец вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях, длительное время (более 10 лет) владеет и пользуется комнатой №, расположенной в <адрес>, с момента вселения в комнату надлежащим образом осуществляет обязательства по ее содержанию, производит за свой счет расходы на ремонт и иные расходы по содержанию занимаемой комнаты, пользуется жилым помещением по назначению, поддерживает жилье в надлежащем состоянии.
Право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Должностными лицами Департамента капитального строительства города Севастополя указанный факт учтен не в полной мере.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Согласно нормам ч. 2 ст. 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года N507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя", правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из совокупности вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной комнатой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно положениям ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении них действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.). Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений. Они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998г. N25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., четко сказано, что "общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма".
Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
Из указанного следует, что отнесение жилых помещений к общежитиям возможно исключительно в порядке, установленном ст. 92 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 были утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в том числе к общежитиям. Согласно п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п. 12 Правил). Таким образом, до момента расселения граждан, занимающих жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, такие помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, а за гражданами сохраняется право на приватизацию.
Из представленных в материалы дела сведений из общедоступных источников информации усматривается, что многие комнаты в <адрес> являются приватизированными, проживающими в них гражданами зарегистрировано право собственности на занимаемые жилые помещения в период с 2017 года по 2021 год, то есть после принятия Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Распоряжения от 25.01.2016 года №148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя». Так, в п.91 Перечня жилых помещений общежитий, подлежащих включению в Реестр собственности города Севастополя (приложение к Распоряжению ДИЗО г. Севастополя от 25.01.2016 года №148-РДИ), указана комната <адрес>, право собственности на которую зарегистрировано 11.10.2018 года.
Имеются и другие факты регистрации права собственности на комнаты, расположенные в спорном общежитии, в том числе на комнату №116, которая является соседней с комнатой, в отношении которой истцом подано заявление в адрес Департамента капитального строительства города Севастополя.
Установленные обстоятельства дают суду основания прийти к выводу, что между сторонами фактически сложились правоотношения, прямо вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Довод ответчика о том, что спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя, в связи с чем у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, а также основания для заключения договора социального найма, судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, в сфере жилищной политики именно Департамент капитального строительства города Севастополя в соответствии с основными задачами в том числе, участвует в формировании жилищного фонда города Севастополя, принимает решения о распоряжении жилищным фондом города Севастополя, заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя (подпункт 3.1.2.1, 3.1.2.6 пункта 3.1).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3.1.2.7 пункта 3.1., указанного Положения, Департамент капитального строительства города Севастополя на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения, в том числе о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учете нуждающихся в содействии города Севастополя в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Севастополя, и гражданам – участникам жилищных программ (по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи с рассрочкой платежа, купли-продажи с ипотекой и иных сделок, установленных законодательством)».
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец и члены ее семьи на законных основаниях длительное время владеют и пользуются комнатой №, расположенной в <адрес>, с момента вселения в комнату надлежащим образом осуществляют обязательства по ее содержанию, производят за свой счет необходимые расходы на содержание и ремонт, пользуются жилым помещением по назначению, поддерживают комнату в надлежащем состоянии, что свидетельствует о фактически сложившихся между сторонами правоотношениях, вытекающих из договора социального найма.
Совокупность приведенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что ответчику при рассмотрении заявления истца необходимо было руководствоваться требованиями ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст.40 Конституции Российской Федерации, которые полностью отвечают представленным к заявлению о предоставлении государственной услуги документам.
Истец и члены ее семьи вселились в спорное жилое помещение законно и имеют право пользования данным жилым помещением. С учетом приведенных обстоятельств суд считает, что истец и ее несовершеннолетние дети, чьи интересы она представляет, не могут быть лишены возможности реализации своего права, как наниматели жилого помещения, а также имеют право на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, суд полагает, что Департамент капитального строительства города Севастополя обязан заключить с истцом договор социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Опариенко Татьяны Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, 06.06.2006 года рождения, ФИО4, 31.05.2012 года рождения, ФИО5 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Городское бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», об обязании заключения договора социального найма на жилое помещение удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с истцом Опариенко Татьяной Владимировной договор социального найма на жилое помещение - комнату №, расположенную по <адрес>, указав в качестве членов семьи нанимателя: ФИО3, 20.02.2006 года рождения (дочь); ФИО4, 31.05.2012 года рождения (дочь); ФИО5, 02.05.2017 года рождения (дочь).
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение принято 16.11.2023.
Председательствующий –