Дело № 2-1083/2024 (2-9617/2023;)
50RS0048-01-2023-010322-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Тягай Н.Н., с участием представителя ответчика ФИО4, при секретаре судебного заседания Фещенко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1083/2024 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № <№ обезличен> о признании права на назначение компенсационной выплаты, назначении компенсационной выплаты с июня 2023 г., компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, являющаяся пенсионером по возрасту и инвалидом 2 группы, обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области ФИО7), в котором просит восстановить её пенсионные права, обязать ответчика признать её право на назначение компенсационной выплаты трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином, и назначить компенсационную выплату с <дата> <дата>., взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований и просила суд в удовлетворении иска отказать на основании доводов, изложенных в решениях об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты от <дата> г., <дата> г. и в письме от <дата> г.
Третье лицо – представитель ГБУЗ <адрес> «Химкинская больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведений о причине неявки и возражений на иск не представил.
Дело с учетом мнения участника процесса рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица в порядке ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд признает заявленные исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям:
ФИО1, <дата> г. рождения, является пенсионером по возрасту и инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно (справка серии МСЭ-<№ обезличен>).
ФИО5, <дата> г. рождения, внук истца, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ФИО8) с заявлением о назначении компенсации трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином – ФИО1
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области <№ обезличен>) от <дата> г. и <дата> г. ФИО5 отказано в назначении компенсации неработающему трудоспособному лицу, занятому уходом за нетрудоспособным гражданином, в связи с отсутствием заключения лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. N 343, право на компенсационную выплату предоставляется неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возврате до 18 лет, а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими возраста 80 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", гражданам, признанным в установленном порядке до 01 января 2010 г. инвалидами, установление размеров пенсий и ежемесячных денежных выплат, а также предоставление мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, оказывается в виде набора социальных услуг, осуществляется без проведения дополнительного переосвидетельствования в следующем порядке: по 1 группе инвалидности - инвалидам 1 группы независимо от имеющейся степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам 1 группы не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также инвалидам 2 и 3 группы, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности 3 степени.
В силу п. 2 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. N 343, ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Согласно п. 6 Правил, для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:
а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом;
в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
з) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;
и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время;
к) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
л) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно двух пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.
В решениях ответчика об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты от <дата> г. и <дата> г. указано в качестве правового основания отсутствие заключения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы.
При этом суд отмечает, что необходимость прохождения данной экспертизы и предоставления данного заключения установлена Порядком выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденных приказом Минздрава России от 14.09.2020 г. за № 972н.
Также, согласно ст.8 ФЗ от 24.11.1995 г. за № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе возможна только федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Таким образом, поликлиники и иные лечебно-профилактические учреждения не вправе выдавать заключения о нуждаемости гражданина в постоянном постороннем уходе.
Судом установлено, что при обращении к ответчику не было представлено заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в постоянном постороннем уходе.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходит из того, что на момент обращения к ответчику, не был соблюден порядок обращения за получением данной выплаты.
При этом обязательным условием для назначения указанных выплат является предоставление заключения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости престарелого гражданина в постороннем уходе (пп. "ж" п. 6 Правил), однако предоставление указанного документа в пенсионный орган истцовой стороной не доказано.
Кроме того, суд отмечает, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. N 343), а не самому гражданину, за которым осуществляется уход. Факт предъявления иска ненадлежащим истцом также является самостоятельным основанием для отклонения требований истца ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области <№ обезличен>). Замена истца не предусмотрена нормами ГПК РФ.
Гражданское процессуальное законодательство предусматривает, что гражданская процессуальная дееспособность принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим 18 лет. Несовершеннолетние участвуют в гражданском процессе через родителей или опекунов (п. 1 ст. 37, п. 1 ст. 52 Гражданского процессуального кодекса).
ФИО1, законным представителем либо опекуном несовершеннолетнего ФИО5, <дата> г. рождения, своего внука, не является, в установленном порядке полномочиями по обращению в суд в его интересах непосредственно несовершеннолетним либо его законным представителем не наделялась.
С учетом, изложенного, несовершеннолетний ФИО5, <дата> г. рождения, как обратившийся к ответчику с заявлением о назначении ему компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, не лишен возможности судебной защиты своих прав, в том числе через представителя.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, иск ФИО1 в части компенсации морального вреда, в том числе с учетом фактических обстоятельств дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и <адрес> (Филиал № <№ обезличен> о признании права на назначение компенсационной выплаты, назначении компенсационной выплаты с <дата> г., компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2024 г.
Судья: Тягай Н.Н.