Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3051/2022 ~ М-2165/2022 от 29.06.2022

УИД: 92RS0002-01-2022-003278-80

Дело № 2-3051/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года                                                     город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Блейз И.Г.,

при секретаре судебного заседания – Нежмединовой Д.С.,

с участием прокурора – Павельчук Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах Марченко Ю.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании решения незаконным, признании права и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя с требованиями признать отказ Департамента в части отказа в присвоении Марченко Ю.В. звания «Ветеран труда», обязании присвоить Марченко Ю.В. звание «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, регулирующего порядок реализации прав граждан на гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации по обращению Марченко Ю.В. в ходе, которой выявлены нарушения, ставшие основанием для обращения с данным исковым заявлением.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Прокурор пояснил, что субъектом РФ могут быть установлены свои основания для присвоения звания «Ветеран труда». В Законе Севастополя №97-ФЗ указано, что обязательным основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является ведомственных знаков отличия в труде, трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. В предоставленных ответчику документах имеются сведения о награждении Марченко Ю.В. необходимыми для присвоения звания ведомственной наградой и трудовом (страховом) стаже, учитываемого для назначения пенсии. Принимая решение по заявлению Марченко Ю.В. Департамент исходил из того, что в представленной справке в/ч 64994 о трудовом стаже указано понятие трудовой стаж+военная служба, которое противоречит Закону № 97-ЗС и не позволяет определить необходимый для присвоения звания трудовой (страховой) стаж.

Ответчик Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, должны действовать разумно и добросовестно, реализуя представленные законом права, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя сторон.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что Марченко Ю.В., являющийся гражданином Российской Федерации, награжден медалью «За отличие в военной службе» II степени, которая, в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30.03.1996 № 170.

Согласно справки Центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя от 21 мая 2020 года №6/194/1/929 Марченко Ю.В. проходил военную службу с 17.05.1979 года по 13.07.1998, и общая продолжительность военной службы в календарном исчислении на день исключения из списков личного состава части составляет 19 лет 01 месяц 26 дней.

Вместе с тем, из справки Центра социального обеспечения военного комиссариата города Севастополя от 21 июня 2022 года №6/194/1/649 следует, что общая продолжительность военной службы в льготном исчислении Марченко Ю.В. составляет 20 лет 04 месяца 01 день.

Согласно записям, имеющимся в трудовой книжке серии <данные изъяты> Марченко Ю.В. общий трудовой стаж работника составляет более 30 лет.

Установлено, что Марченко Ю.В. 18 июня 2020 года обратился в Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района Департамента по вопросу присвоения ему звания «Ветеран труда», при этом уведомлением от 28 июля 2020 года № 261 Марченко Ю.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда», с указанием на то, что при присвоении почетного звания «Ветеран труда» учитывается страховой стаж или выслуга лет в календарном исчислении, а в представленной справке в/ч 64994 о трудовом стаже указано понятие трудовой стаж+военная служба, а поскольку такое понятие отсутствует в Законе № 97-ЗС, в связи с чем основания для присвоения звания «Ветеран труда» отсутствует.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.11 ФЗ №5-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона города Севастополя от 26.12.2014 №97-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет (для мужчин) и 35 лет (для женщин).

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона города Севастополя от 26.12.2014 №97-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, в том числе награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными лаками отличия в труде, указанными в п. 2 ст. 3 настоящего Закона, имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, при условии, что награжденные граждане работали в системе органов, министерств и ведомств, определенных п. 2 ст. 3 настоящего Закона.

Законом города Севастополя от 26.12.2014 № 97-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» определено, что для целей настоящего Закона под ведомственными знаками отличия понимаются: 1) ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Верховным судом Украины, Прокуратурой Украины, министерствами и ведомствами Украины, Федерацией профессиональных союзов Украины; 2) ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР, РСФСР, УССР, Советами Министров СССР, РСФСР, УССР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР, РСФСР, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, Федерацией независимых профсоюзов России; 3) ведомственные знаки отличия, учрежденные федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также ведомственные знаки, учрежденные иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями в порядке, определенном указанными органами, организациями, если иное не установлено федеральным законодательством (ст. 3)

Частью 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении мнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» предусмотрено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что на момент рассмотрения заявления Марченко Ю.В. о присвоении ему звания «Ветеран труда» и подготовке ответчиком ответа об отказе в присвоении такого звания, учитывая трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости более 25 лет, имелись основания для присвоения Марченко Ю.В. звания «Ветеран труда».

Статьей 4 Закона № 97-ЗС установлено, что лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, предоставляют документы, подтверждающие: а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; б) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а, следовательно, у ответчика не имелось оснований для отказан истцу в присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.

Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 г. (часть 1 статьи 2).

Согласно п.3 ст.11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.

Таким образом, поскольку Марченко Ю.В. имеет медаль «За отличие в военной службе» II степени, которая, является ведомственным знаком отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», необходимый трудовой стаж, Марченко Ю.В. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Иное толкование вышеуказанных норм приведет к нарушению прав граждан и поставит Марченко Ю.В. в неравное положение с иными лицами.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах Марченко Ю.В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании решения незаконным, признании права и обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, оформленный уведомлением от 28.07.2020 № 261 об отказе в присвоении Марченко Ю.В. звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя присвоить Марченко Ю.В. звание «Ветеран труда» и выдать Марченко Ю.В. удостоверение «Ветерана труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца подачей апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.

Председательствующий                              И.Г. Блейз

2-3051/2022 ~ М-2165/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Гагаринского района города Севастополя
Марченко Юрий Васильевич
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Блейз Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее