УИД: <данные изъяты> Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 июня 2019 года Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Володарец Н.М.
при секретаре - ФИО6,
с участием истца ФИО3, представителя истца Зуб Н.Р., представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Золотарёвой ФИО4 об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок, признании права собственности на долю земельного участка в порядке наследования, по встречному иску Золотарёвой ФИО4 к ФИО3 об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Золотарёвой В.В. об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок и признании права собственности на долю земельного участка в порядке наследования, мотивируя свои требования тем, что Золотарёвой В.В. и ФИО2 на основании государственного акта принадлежал на праве общей совместной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО3 - ФИО2. Он - истец ФИО3 является единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2 На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ему - ФИО3 принадлежит на праве собственности на 23/50 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, без учета права на земельный участок. Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок было отказано по причине отсутствия определения долей в общей собственности на земельный участок между совладельцами. Установление долей в праве собственности на земельный участок необходимо ФИО3 для реализации своего права на получение наследства. Просит суд определить долю ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в размере 23/50 в праве общей совместной собственности на земельный участок площадью 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, признать за ФИО3 в порядке наследования право собственности на 23/50 долей в праве на земельный участок площадью 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Золотарёва В.В. обратилась в суд со встречным иском к ФИО3 об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит Золотарёвой В.В. и ФИО2 на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок на праве общей совместной собственности. Указывает, что доли собственников в общей совместной собственности не определены, соглашение об определении доли не представляется возможным заключить, так как один из совладельцев земельного участка - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ Золоторёва В.В. является собственницей 27/50 долей домовладения по вышеуказанному адресу на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что доля в праве собственности на земельный участок Золоторёвой В.В. с учетом сложившегося порядка пользования земельным участком и размера доли в праве на дом, должна быть определена в виде 27/50 долей. Просит суд определить долю Золоторёвой В.В. в размере 27/50 в праве общей совместной собственности на земельный участок площадью 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель Зуб Н.Р. иск поддержали, дали пояснения, аналогично изложенному в исковом заявлении, просили суд исковые требования удовлетворить. Исковые требования Золотарёвой В.В. признали и не возражали против их удовлетворения.
Представитель ответчика ФИО8 – ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ серия 82АА №, в судебном заседании встречный иск поддержала, дала пояснения, аналогично изложенному во встречном исковом заявлении, просила суд встречные исковые требования удовлетворить. Исковые требования ФИО3 признала, не возражала против их удовлетворения.
Ответчик ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена в установленном порядке, с заявлением об отложении рассмотрения дела к суду не обращалась. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав доводы истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО3 и встречные исковые требования Золотарёвой В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок, выданного на имя ФИО2, серии КМ №, и государственного акта о праве собственности на земельный участок, выданного на имя Золотарёвой В.В., серии КМ №, Золотарёвой ФИО4 и ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв. м с кадастровым номером 90:18:010151:614.
Согласно свидетельства о смерти серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, и после ее смерти открылось наследство в виде 23/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а также доли в праве общей собственности на земельный участок общей площадью 416 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец ФИО3, являясь сыном умершей и единственным наследником, в установленном законом порядке обратился к нотариусу по вопросу принятия наследства и его оформления, в связи с чем ему было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на ? доли в наследстве после смерти ФИО2, состоящего из 23/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, а также свидетельство о праве на наследство по закону серии 82 АА № от ДД.ММ.ГГГГ на ? долю в наследстве после смерти ФИО2, состоящего из 23/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. При этом в выдаче ФИО3 свидетельства о праве на наследство на земельный участок нотариусом было отказано по причине отсутствия определения долей в общей собственности на земельный участок между совладельцами.
Из материалов наследственного дела к имуществу умершей ФИО2 установлено, что наследники ФИО9, ФИО10 по праву представления ФИО3, ФИО11 по праву представления ФИО3, ФИО12 отказались от принятия наследства по всем основаниям в пользу сына наследодателя ФИО3
Таким образом, ФИО3 принадлежит на праве собственности 23/50 долей домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
По договору купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Евпаторийского нотариального округа ФИО13 по реестру № Золотарёва ФИО4 приобрела в собственность 27/50 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из архивных материалов инвентарного дела право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО2 23/50 доли на основании свидетельства о праве на наследство удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ Евпаторийской нотариальной конторой по реестру №; за Золотарёвой ФИО4 27/50 долей на основании договора купли-продажи, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Евпаторийского нотариального округа ФИО13 по реестру №
Из сведений, предоставленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, усматривается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, зарегистрировано за Золотарёвой ФИО4 27/50 долей и ФИО3 23/50 доли.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Положениями ч. 1 ст. 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.
Аналогичные нормы содержатся и в Гражданском кодексе Украины, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений.
В судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв. м принадлежал на праве общей совместной собственности умершей ФИО2 и Золотарёвой ФИО14 установлено, что ФИО3 принял все наследственное имущество после смерти ФИО2, в том числе право на указанный земельный участок.
Пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» также указывает на то, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из вышеуказанного, суд считает установленным, что ФИО3 принял наследство, открывшееся после смерти ФИО2 путем вступления во владение и управление наследственным имуществом.
Сведений о наличии иных наследников после смерти наследодателя ФИО2, в том числе имеющих в силу положений ч.1 ст.1149 Гражданского Кодекса Российской Федерации право на обязательную долю в наследственном имуществе после смерти ФИО2 в материалах дела не имеется. При этом, как установлено в судебном заседании, иные лица, претендующие на указанное имущество, отсутствуют, за принятием наследства после смерти ФИО2 в установленном законом порядке до настоящего времени не обращались.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гражданину гарантируется.
Согласно п.п. 1-3 ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Согласно п. 1 ст. 245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии со ст. 254 ГК РФ, раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с ч. 5 ст. 244 ГК РФ - по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв.м принадлежал на праве общей совместной собственности ФИО2 и Золотарёвой В.В., а ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем установление долевой собственности по соглашению участников совместной собственности не представляется возможным. ФИО3 принял все наследственное имущество после смерти ФИО2, в том числе право на указанный земельный участок.
На основании изложенного, с учетом признания Золотарёвой В.В. исковых требований ФИО3, а также признания ФИО3 встречных исковых требований Золотарёвой В.В., в том числе и в части размера определяемых долей, суд считает возможным определить ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ - 23/50 доли, Золоторёвой ФИО4 27/50 долей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 416 кв. м.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Суд также считает возможным признать за ФИО3 в порядке наследования право собственности на определенные ФИО2 23/50 доли в праве на земельный участок площадью 416 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований ФИО3, а также встречных исковых требований Золотарёвой В.В. и о наличии достаточных правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Золотарёвой ФИО4 об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок, признании права собственности на долю земельного участка в порядке наследования, и встречный иск Золотарёвой ФИО4 к ФИО3 об определении доли в праве общей совместной собственности на земельный участок – удовлетворить.
Определить доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в размере 23/50, и Золоторёвой ФИО4 в размере 27/50.
Признать за ФИО3 собственности на 23/50 долей земельного участка площадью 416 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:18:010151:614, в порядке наследования после смерти его матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец