№2-487/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 11 июля 2023 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Черниковой Е.Н.,
с участием истца Харламовой Валентины Васильевны,
истца Харламова Александра Викторовича, действующего в интересах недееспособного Харламова Валерия Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харламовой Валентины Васильевны, Харламова Александра Викторовича, действующего в интересах недееспособного Харламова Валерия Викторовича к администрации муниципального образования Сорочинский городской округу Оренбургской области о признании имущества общим имуществом супругов, разделе имущества, включении имущества в состав наследственной массы и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ года умер Харламов В.Е., после смерти которого открылось наследство в виде гаража расположенного по адресу : <адрес>, № №.
В установленном законом порядке Харламова В.В. и Харламов В.В., в лице его законного представителя обратились к нотариусу с заявлениями о вступлении в права наследства, однако в выдаче свидетельств о праве на наследство в отношении данного недвижимого имущества им было отказано, в вследствие того, что при жизни Харламов В.Е. не зарегистрировал свое право собственности на данное имущество.
Кроме того, истец Харламова В.В. указала, что данный гараж строился в период ее брака с Харламовым В.Е. и является совместно нажитым имуществом супругов, следовательно, ей как пережившему супругу принадлежит по закону 1/2 доля в праве на данное недвижимое имущество, а 1/2 доля должна быть включена в состав наследственной массы после смерти супруга.
Просили признать общим имуществом супругов Харламова В.Е. и Харламовой В.В. нежилое здание (гараж), расположенный <адрес>, № №.
Признать за Харламовой В.В. право собственности на 1/2 долю в праве на нежилое здание (гараж), расположенный <адрес>, № №.
Включить в состав наследственной массы после смерти Харламова В.Е, умершего ДД.ММ.ГГГГ 1/2 долю в праве собственности на нежилое здание (гараж), расположенный <адрес>, № №.
Признать за Харламовой В.В. право собственности на 1/4 долю в праве на нежилое здание (гараж), расположенный <адрес>, № №, по праву наследования после смерти Харламова В.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Харламовым В.В. право собственности на 1/4 долю в праве на нежилое здание (гараж), расположенный <адрес>, № №, по праву наследования после смерти Харламова В.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Харламова В.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, поскольку земельный участок, на котором возведен спорный гараж, выделялся ее покойному супругу именно для строительства гаража. Данный гараж они строили с супругом в период брака и на совместные денежные средства, поэтому полагает, что данный гараж является их совместной собственностью, в связи с чем она имеет право на 1/2 долю, а другая доля подлежит включению в состав наследственной массы.
Истец Харламов А.В. также поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что не оспаривает факта строительства гаража его родителями Харламовой В.В. и Харламовым В.Е. в период брака. Полагает, что за его братом, законным представителем которого он является должно быть признано право собственности на долю в праве собственности на гараж по праву наследования после смерти их отца Харламова В.Е..
Представитель ответчика участие не принимал, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.
Выслушав истцов, изучив исковые требования, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Харламов В.Е.
При этом судом установлено, что наследниками первой очереди Харламова В.Е. являются его супруга Харламова В.В., и сыновья: Харламов А.В. и Харламов В.В..
Также установлено, что Харламов А.В. является законным представителем Харламова В.В. вследствие признания последнего недееспособным.
После смерти Харламова В.Е. нотариусом Сорочинского городского округа Оренбургской области Горковенко Н.А. заведено наследственное дело № из материалов которого следует, что в установленном законом порядке Харламова В.В. (супруга) и Харламов В.В. (сын) вступили в права наследства, обратившись к нотариусу с соответствующими заявлениями. Наследник Харламов А.В. отказался от своих прав на наследство в пользу своей матери Харламовой В.В.. В последующем Харламовой В.В. выдано свидетельство о праве на наследство в отношении 2/3 доли на денежные средства, имеющиеся на счетах в ПАО Сбербанк.
ДД.ММ.ГГГГ между Харламовым Виктором Егоровичем и Галкиной Валентиной Васильевной был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-УЧ № от ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака супруге была присвоена фамилия «Харламова».
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Харламову В.Е. при жизни был отведен земельный участок под строительство индивидуального гаража в западном районе г. Сорочинска, что подтверждается решением Сорочинского городского Совета народных депутатов Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ и решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 10. 09.2021 года, об установлении факта принадлежности Харламову В.Е. данного решения Сорочинского городского Совета народных депутатов Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
На данном земельном участке супруги Харламов В.Е. и Харламова В.В. построили гараж, общей площадью <данные изъяты>., что не оспаривалось сторонами и подтверждается пояснениями истцов. Однако право собственности на гараж надлежащим образом оформлено не было.
Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ, гараж 1989 года постройки, площадью <данные изъяты> по адресу <адрес>, гаражный массив 11, линия 5, гараж №.
Из выписки ЕГРН следует, что гараж, расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, № №.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территории, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ст.9.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Учитывая изложенное, а также то, что здание (гараж) возведен на земельном участке, который был выделен именно для его строительства, данное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает возможным признать право истцов на данное строение.
Согласно ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся в том числе приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно ст. 256 ГК РФ Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства, а также то обстоятельство, что спорное недвижимое имущество (гараж) было приобретено в период зарегистрированных брачных отношений Харламова В.Е. и Харламовой В.В., суд приходит к выводу, что недвижимое имущество (гараж) является их совместно нажитым имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Поскольку судом не установлено, что между Харламовым В.Е. и Харламовой В.В. был заключен брачный договор, изменяющий режим совместно нажитого имущества, следовательно в силу положений ст. 39 СК РФ доли супругов Харламовых в праве на вышеуказанное имущество являются равными, следовательно при жизни Харламову В.Е. принадлежало право собственности в отношении 1/2 доли на гараж, площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес> №.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
По смыслу данной нормы закона, в случае смерти одного из супругов доля пережившего супруга в совместно нажитом имуществе не входит в наследственную массу, доля умершего супруга распределяется между наследниками в установленном ГК РФ порядке.
Учитывая изложенное, а также то, что на день смерти Харламова В.Е. ему принадлежало право собственности на 1/2 долю в праве на гараж, площадью 19,7 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №, суд приходит к выводу, что его доля в праве на это имущество подлежит включению в состав наследственной массы образовавшейся после его смерти.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья1154ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно п. 34 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
Отсутствие предусмотренной статьей131 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет согласно названным выше требованиям закона на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
То обстоятельство, что регистрация права собственности произведена не была, не является с учетом указанных выше требований закона основанием для отказа в удовлетворении иска и не может рассматриваться как основание для исключения объекта недвижимости из состава наследственного имущества. Данная правовая позиция отражена в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 января 2009г. N5-В08-148.Учитывая изложенное, требования истцов о включении 1 /2 доли в праве на гараж, общей площадью 19,7 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> № в состав наследственной массы образовавшейся после смерти Харламова В.Е., умершего ДД.ММ.ГГГГ заявлены истцами обосновано и подлежат удовлетворению.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Учитывая, что Харламова В.В. и Харламов В.В. приняли наследство после смерти Харламова В.Е., а также то, что наследник Харламов А.В. отказался от своей доли в праве на наследство в пользу Харламовой В.В., и то обстоятельство, что на день смерти наследодателю принадлежало спорное имущество, суд считает необходимым исковые требования истцов удовлетворить и признав за Харламовой В.В. право собственности на 5/6 доли (1/2 доля как пережившей супруге + 1/3 доля по праву наследования), а за Харламовым В.В. на 1/6 долю в праве в праве собственности на гараж, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
На основании изложенного, ст.1111-1113, 1142, 1151-1153 ГК РФ, руководствуясь 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Харламовой Валентины Васильевны и Харламова Александра Викторовича, действующего в интересах Харламова Валерия Викторовича удовлетворить.
Признать общим имуществом супругов Харламова Виктора Егоровича и Харламовой Валентины Васильевны гараж, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, гаражный № №.
Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти Харламова Виктора Егоровича, умершего ДД.ММ.ГГГГ гараж, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Признать за Харламовой Валентиной Васильевной право собственности на 5/6 доли в праве собственности на гараж, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать за Харламовым Валерием Викторовичем право собственности на 1/6 долю в праве собственности на гараж, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.В. Аксенова
Решение в окончательной форме принято 18 июля 2023 года