Дело № 5-346/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 июля 2017 года г. Сыктывкар, Республика Коми
Мировой судья Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Милюшене А.П., с участием защитника юридического лица Раковского И.В. (по доверенности).
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью Компания «ЖилВест», согласно сведениям из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) - Республика <АДРЕС>; дата внесения записи в ЕГРЮЛ <ДАТА>; ГРН <НОМЕР>,
защитнику юридического лица Раковскому И.В. в судебном заседании разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции РФ,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, составленного начальником Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК (далее по тексту ГИТ в РК) Муравьевым П.Н., общество с ограниченной ответственность Компания «Жилвест» (далее ООО «Жилвест») воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного надзора - Государственной инспекции труда в Республике Коми по проведению проверки, при этом бездействие юридического лица повлекло за собой невозможность проведения проверки, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Законный представитель юридического лица в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не представил, направив в судебное заседание защитника. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.
Защитник в судебном заседании заявил о необходимости прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава инкриминируемого правонарушения. В обоснование доводов указал, что согласно материалам дела, уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении направлено, согласно материалам дела, по месту нахождения ООО «Жилвест» - <АДРЕС>. Однако, адрес фактического нахождения ООО «Жилвест» - <АДРЕС>). Согласно сведений из ЕГРЮЛ, адрес нахождения ООО «Жилвест» - <АДРЕС>, но по данному адресу получение почтовой корреспонденции, поступающей на имя юридического лица невозможно. На вопрос суда, обращалось ли юридическое лицо с заявлением в соответствующие инстанции о направлении почтовой корреспонденции на имя ООО «Жилвест» по другому адресу, в том числе в отделение почтовой связи, защитник заявил что нет. Поскольку извещение о составлении протокола было не получено юридическим лицом по причине его направления по адресу, по которому юридическое лицо фактически не располагается, он считает, что при ненадлежащем извещении юридического лица о времени и месте составления протокола, протокол об административном правонарушении должностным лицом административного органа составлен незаконно, в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ. Материалы дела также не содержат сведений о направлении по фактическому месту нахождения ООО «Жилвест» копии протокола об административном правонарушении. Пояснил, что запрашиваемые ГИТ сведения о заработной плате не были представлены в срок, по технической причине, связанной с компьютерной программой. На вопрос суда, обращалось ли юридическое лицо с заявлением в ГИТ о продлении сроков для предоставления запрашиваемых документов, защитник ответил отрицательно.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела и письменный отзыв директора ООО «Жилвест» <ФИО1>, мировой судья приходит к следующему:
В судебном заседании установлено следующее.
На основании распоряжения и.о. заместителя руководителя ГИТ в РК от <ДАТА3> <НОМЕР> о проведении проверки в отношении ООО «Жилвест» в связи с рассмотрением обращения <ФИО2> <ДАТА4> <НОМЕР>, в адрес ООО «Жилвест» по адресу, указанному в ЕГРЮЛ - <АДРЕС>1 и по указанному в обращении адресу - <АДРЕС>, <ДАТА3>, был направлен запрос (исх. <НОМЕР> от <ДАТА3>) о предоставлении информации и документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки с приложенным к запросу распоряжением о проведении такой проверки в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.
В ответ на запрос, ООО «Жилвест» в ГИТ РК, в установленный срок, представило неполный список запрашиваемых документов, а именно не представило расчетные листки о заработной плате работников <ФИО2> и <ФИО3>, то есть не представило документы, необходимые для проведения внеплановой проверки, что повлекло за собой невозможность ее проведения.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере труда, занятости.
Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в силу пункта 10.1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденного Приказ Минтруда России от 26.05.2015 № 318н осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Согласно ст.25 Федерального закона РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью второй статьи 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если эти действия (бездействие), повлекли невозможность проведения или завершения проверки и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Жилвест» в совершении административного правонарушения подтверждается представленными материалами дела: протоколом об административном правонарушении; распоряжением и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми № <НОМЕР> от <ДАТА8> о проведении внеплановой документарной проверки; уведомлением ООО «Жилвест» о проведении проверки; актом проверки; запросом на предоставление документов; отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, согласно которым запрос ГИТ о предоставлении документов, направленный по адресу: <АДРЕС> и по месту регистрации юридического лица: <АДРЕС>1, получен ООО «Жилвест»; ответом ООО «Жилвест» на запрос ГИТ, что опровергает доводы защиты о невозможности получения почтовой корреспонденции по адресу регистрации юридического лица; выпиской из ЕГРЮЛ; заявлением <ФИО2> о проведении проверки в отношении ООО «Жилвест» в связи с невыплатой заработной платы и не выдачей трудовой книжки.
Мировому судье не представлено доказательств того, что ООО «Жилвест» были приняты исчерпывающие меры для обеспечения проведения внеплановой проверки инспекцией труда.
Суд не принимает доводы защиты в части того, что корреспонденция, направленная от ГИТ по месту регистрации юридического лица, была недосягаемая для ООО «Жилвест», поскольку в соответствии со ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно ЕГРЮЛ место регистрации юридического лица ООО «Жилвест» - Республика Коми, г<АДРЕС>.
В связи с указанным суд приходит к выводу о том, что ГИТ не нарушило право юридического лица, направляя ему почтовую корреспонденцию и протокол об административном правонарушении по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, поскольку юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ - Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (ч.3 ст. 54 ГК РФ).
Суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен правомочным должностным лицом, в установленный законом срок, порядок составления протокола и права юридического лица не нарушены. В судебном заседании защитой не представлено доказательств отсутствия возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и того, что ООО «Жилвест» были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, мировой судья считает установленным и доказанным факт совершения ООО «Жилвест» административного правонарушения, предусмотренного ч .2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
При назначении вида и размера наказания мировой судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие доказательств затруднительного имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность и приходит к выводу о необходимости назначения наказания юридическому лицу в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Суд не находит законных оснований для признания содеянного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью Компания «ЖилВест» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Лицу, подвергнутому административному наказанию, уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, путем внесения (перечисления) суммы штрафа на расчетный счет 40101810000000010004 в Отделении НБ Республики Коми г. Сыктывкар, получатель УФК по РК (Государственная инспекция труда в РК), ИНН 1101482200, КПП 110101001, БИК 048702001, КБК 15011690050056000140, ОКТМО 87725000 (в назначении платежа следует указать»Штраф за нарушение трудового законодательства», дату и номер данного постановления, а также наименование судебного участка: Октябрьскийсудебный участок г. Сыктывкара, Республики Коми).
Лицу, подвергнутому административному наказанию, после уплаты административного штрафа представить мировому судье документ, подтверждающий уплату штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Октябрьский судебный участка г. Сыктывкара Республики Коми.
Мировой судья А.П.Милюшене