Дело № 5-359/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Макарьев 06 мая 2016 года
И.о. мирового судьи судебного участка № 40 Макарьевского судебного района мировой судья судебного участка № 38 Макарьевского судебного района Костромской области Демидов А.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора ООО «Теплосеть Макарьев» Круплева А.С., помощника прокурора Макарьевского района Филиппова Н.М<ФИО1>, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении
Круплева <ФИО2>, <ДАТА2>
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор ООО «Теплосеть Макарьев» Круплев А.С. обвиняется в том, что он, являясь должностным лицом, ответственным за подготовку ответов на письменные обращения граждан, нарушил установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан, а именно не ответил в установленный законом срок на обращение жителей дома <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС>.
Как указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
13.01.2016 года в ООО «Теплосеть Макарьев» поступило обращение от граждан <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6> и <ФИО7> по вопросам перерасчета за услуги отопления. Это обращение было зарегистрировано в книге учета входящей корреспонденции ООО «Теплосеть Макарьев» за <НОМЕР> и оставлено для разрешения себе директором предприятия Круплевым А.С., подчиненным работникам для рассмотрения им не передавалось. В нарушение требований п.4 ч.1 ст.10, ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» в 30-дневный срок и вплоть до 12.04.2016 года письменный ответ на вышеуказанное обращение подготовлен и направлен не был.
В судебном заседании Круплев А.С. вину в совершении правонарушений признал, но пояснил, что организация, которую он возглавляет, является коммерческой, в своей деятельности руководствуется Уставом и заключенными с гражданами-получателями услуг, договорами. Каких-то отдельных публично-правовых функций на организацию какие-либо государственные или муниципальные органы не возлагали.
Помощник прокурора Макарьевского района Филиппов Н.М. настаивал на привлечении Круплева А.С. к административной ответственности, считал, что поскольку ООО «Теплосеть Макарьев» оказывает гражданам коммунальные услуги по теплоснабжению, на него, а в данном случает на его руководителя распространяются требования Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, так как в данном случае оказание коммунальных услуг можно отнести к публично значимым функциям. Поскольку ответ на письменное обращение граждан Круплевым А.С. в установленный законом срок подготовлен и направлен не был, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ.
Выслушав Круплева А.С., заслушав мнение помощника прокурора Макарьевского района Филиппова Н.М., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 5.59 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Пунктом 4 ч.1 ст.10 указанного закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
Постановлением прокурора <АДРЕС> района от 12.04.2016 года в отношении генерального директора ООО «Теплосеть Макарьев» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ по факту нарушения порядка рассмотрения обращения граждан <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6> и <ФИО7> от 13.01.2016 года. При этом, <ФИО8> вменено, что он, являясь должностным лицом, в нарушении ст.ст.10,12 Федерального закона <НОМЕР> от 02.05.20006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не рассмотрел вышеуказанное обращение и в установленный законом срок не направил письменный ответ (л.д.3-7).
Обстоятельства того, что обращение от жителей дома <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, поступило в ООО «Теплосеть Макарьев» 13.01.2016 года и на него не дан письменный ответ подтверждены копией журнала регистрации входящих документов, копией журнала регистрации исходящих документов и копией заявления <ФИО3>, <ФИО4>, <ФИО5>, <ФИО6> и <ФИО7> (л.д.11-16)
Между тем, Конституционный Суд подчеркнул (п.6.1 Постановления <НОМЕР>), что «обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала».
В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Таким образом, под действие закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» подпадают организаций, но только при осуществлении ими публично-значимых функций.
Следовательно, нормы федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должны распространяться на действия должностных лиц предприятий и организаций только при осуществлении ими, в пределах их компетенции, соответствующих функций в публично-правовых интересах.
В данном случае имели место частноправовые интересы, поскольку деятельность ООО «Теплосеть Макарьев» связана с оказанием услуг определенному кругу лиц, и направлена на получение прибыли от оказываемых услуг.
Множество лиц, являющихся потребителями оказываемых ООО «Теплосеть Макарьев» услуг, не свидетельствует о том, что обществом осуществляются публично-значимые функции, а в представленных материалах дела отсутствуют какие либо сведения о том, что на ООО «Теплосеть Макарьев» кем-либо, когда-либо возложено осуществление публично значимых функций с указанием периода осуществления таких функций, не представлено этих сведений и в судебное заседание.
Кроме того, субъектами ответственности за правонарушение, квалифицируемое по ст.5.59 КоАП РФ, являются должностные лица, допустившие нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращения граждан.
Пунктом 5 ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Аналогичное определение должностного лица приводится в ст.2.4 КоАП РФ.
Между тем, Круплев А.С. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, поскольку не является лицом, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления, либо организации, на которую возложено выполнение публично значимых функций, а поэтому в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Согласно же п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Теплосеть Макарьев» Круплева <ФИО2> прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Макарьевский районный суд Костромской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья А.В.Демидов