Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1374/2023 ~ М-763/2023 от 02.05.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

05.06.2023

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи            Клюева С.Б.,

при секретаре                         Рогаткове М.В.,

с участием прокурора                                    Колчиной Е.Е.,

с участием представителя Панченко А.А      Барашкиной О.С.,

представителя Администрации г.о. Тольятти Беляевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1374/2023 по административному исковому заявлению Панченко Анатолия Анатольевича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Панченко Анатолий Анатольевич (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 9528 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 10496 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 9094 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 8980 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 8833 нежилого здания с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником помещений, составляющих 100 % от площади вышеуказанного объекта недвижимости. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание фактически используется в производственно-складских целях. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административного истца Барашкина О.С., в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица – Администрации г.о. Тольятти Беляевой Л.А., против удовлетворения административного иска возражала, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку, согласно сведениям ЕГРН, объект недвижимости имеет наименование: «Механическая мастерская», министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни.

Заслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2023 годы.

Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.

Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:

Приказ министерства № 1608 от 29.10.2018 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 07.10.2019 № 2201 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна". N 158(30741), 23.10.2019.

Приказ министерства от 19.10.2020 № 2014 опубликован наофициальном сайте Правительства     Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.

Приказ министерства от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

-    здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

-    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами . Помещения находятся в нежилом здании с кадастровым номером , площадью 1069,4 кв.м., местоположение: <адрес> Здание имеет назначение: нежилое, наименование: «Механическая мастерская», виды разрешенного использования отсутствуют.

Нежилое здание на момент формирования перечня на 2023 год было частично расположено на земельном участке с кадастровым номером: , площадью 1970 кв.м, частично на земельном участке с кадастровым номером: 63:09:0102165:951, площадью 3811 кв.м; участки имели категорию: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленной, коммунально-складской застройки, местоположение: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, пр-кт Московский.

Участки образованы 16.12.2021 путем раздела земельного участка с кадастровым номером: , площадью 5782 кв.м, имеющим аналогичные: категорию и разрешенное использование.

Из пояснений представителя административного истца, договора аренды от 03.10.2016 и субаренды от 01.10.2021 следует, что часть здания передана в аренду ООО «ГПН Плюс» (строительство жилых и нежилых зданий), часть здания используется ИП Васильевым А.А. (транспортные перевозки).

Из представленного на обозрение суда технического паспорта на нежилое здание и истребованной судом из ППК «Роскадастр» его копии, следует, что объект имеет наименование «Механическая мастерская (Литера А17). В составе экспликации к техническому паспорту на данное здание нет помещений, имеющих торгово-офисное назначение, либо помещений предназначенных для оказания бытовых услуг и услуг общественного питания неограниченному кругу лиц.

Согласно представленному Министерством отзыву, акты фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не составлялись, решения об определении вида фактического использования не принимались.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2019-2023 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Панченко Анатолия Анатольевича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

      - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 № 1608 в части включения в него под пунктом № 9528 нежилого здания с кадастровым номером

      - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № 10496 нежилого здания с кадастровым номером

      - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 9094 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 8980 нежилого здания с кадастровым номером

    - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в Приложение № 1 под пунктом № 8833 нежилого здания с кадастровым номером

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                              С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.06.2023.

3а-1374/2023 ~ М-763/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Прокуратура города Тольятти
Панченко А.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Барашкина О.С.
Администрация городского округа Тольятти
МРИ ФНС № 2 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация административного искового заявления
03.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее