№ 2-141/2024
26RS0029-01-2023-005487-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пилипенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Шихаминове Ш.Д.
с участием представителя истца ФКУ Упрдор «Кавказ» по доверенности Комароцкой А.В., Васюкова А.В., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и ответчика Правительства Ставропольского края Шкальной Ю.И., представителя Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры Клименко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории
УСТАНОВИЛ:
Федеральное каченное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» обратились в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, об обязании внести изменения в сведения ЕГРН об описании местонахождения границы особо охраняемой природной территории.
Исковые требования мотивированы тем, что истец на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 301745 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки (территории) общего пользования, местоположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о праве №. На данном земельном участке расположен участок автомобильной дороги федерального значения. Границы земельного участка установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № частично входят в границы особо охраняемой территории: памятника природы «Гора Машук».
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в адрес ФКУ Упрдор «Кавказ» было направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы подписания охранного обязательства.
Исполнить данное требование Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не представляется возможным в виду того, что использование земельных участков в границах полосы отвода и режим хозяйственного использования памятника природы краевого значения «Гора Машук» противоречат друг другу.
Сведения об особо охраняемой природной территории: Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ присвоением реестрового номера №.
Граница памятника природы краевого значения «Гора Машук» утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 26.04.2016 № 169 «Об утверждении границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».
В рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию, в том числе обосновывающему изменение границ, и корректировке границ особо охраняемых природных территорий, расположенных в Минераловодском городском округе, городах Пятигорск и Железноводск, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края были произведены работы по корректировке границы памятника природы.
В результате допущенной ошибки при определении координат характерных точек, после внесения изменений в координаты границ произошло наложение границы особо охраняемой природной территории «Гора Машук» на участок автомобильной дороги федерального значения, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №.
Вывод о допущенной ошибке при определении координат характерных точек границы памятника природы краевого значения «Гора Машук» сделаны при изучении схемы границ памятника опубликованной на сайте: https://mpr26.ru/oopt/pamyatniki-prirody/gora-mashuk, из которой видно, что земельный участок с кадастровым номером № является смежным с границами памятника природы и не имеет пересечений или наложений.
Кроме того, согласно п. 10 Паспорта памятника природы краевого значения описании местоположения памятника природы указано: «На северо-западе рядом с границей памятника природы проходит автодорога Пятигорск-Иноземцево, на востоке - объездная автодорога.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 07.02.2022, по иску Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность подписать и направить в Министерство природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства обеспечению режима особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номер №.
Исполнить вышеуказанное решение суда не представляется возможным по причине наличия ошибки в сведениях ЕГРН в части пересечения границы памятника природы с автомобильной дорогой М-4 «Дон» Владикавказ – Грозный – Махачкала км 370+422км - 382+184км.
Учитывая изложенное просили суд обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечить внесение изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер №) путем подготовки соответствующей xlm-схемы на основании следующих координат: № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №; уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №; № существующие №, уточненные №.
Истец представители ФКУ Упрдор «Кавказ» Комароцкая А.В., Васюков А.В. в судебном заседании исковые требовании поддержали, просили суд удовлетворить.
Представитель ответчиков Правительства Ставропольского края и Министерства природных ресурсов и охраны окрцжающей среды Ставропольского края Шкальная Ю.И. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что согласно пункту 5 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации при пересечении границ различных зон с особыми условиями использования территорий действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Т.е. памятник природы не является земельным участком, а является зоной особого использования территории, в которую могут входить несколько земельных участков. Действующим законодательством нет ограничений в вопросах пересечения границ особо охраняемых природных территорий с границами земельных участков. Размещение памятника природы в границе, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края, не противоречит задачам создания памятника природы. Правительство Ставропольского края по представлению уполномоченного органа в настоящее время вправе принимать решение только об изменении категории, профиля и режима особой охраны ООПТ краевого значения. Кроме того пояснила, что какие либо изменения в установленные географические координаты территорий памятника природы «Гора Машук» не вносились.
Представитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Клименко И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо представитель Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился в письменных возражениях пояснил, что Управление Росреестра по Ставропольскому краю не наделено полномочиями по ведению реестра границ.
Третье лица представитель Администрации г. Пятигорска, ТУ Росимущество в Ставропольском крае, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что работает в ФКУ Упрдор «Кавказ». При сопоставлении характерных точек координат на специализированном программном комплексе было установлено, что установленные границы автомобильной дороги входят в зону особо охраняемой территории памятника природы «Гора Машук».
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы административного дела, землеустроительного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории; порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).
Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий памятники природы выделены в отдельную категорию как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт "д" пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Федерального закона N 33-ФЗ).
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 5 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением бюро Ставропольского комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае», памятник неживой природы – гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения.
Постановлением правительства Ставропольского края 26.04.2016 № 169-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 399 от 14.09.2020 утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Машук», которым установлены в том числе границы памятника природы, режим особой охраны территории памятника природы. Границы зоны с особыми условиями использования территории – памятника природы «Гора Машук» ДД.ММ.ГГГГ внесены в единый государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Постановлением Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 внесены изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Постановлением Правительства Ставропольского края № 381-п от 23.07.2020 отменены постановления Правительства Ставропольского края № 34-п от 27.01.2020 и Правительства Ставропольского края № 369-п от 14.07.2020 о внесены изменений в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук».
Из выписки из ЕГРН в границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером №.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФКУ Упрдор «Кавказ».
Вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда от 07.02.2022 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края возложена обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу направить собственнику, арендатору земельного участка с кадастровым номером № территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» для подписания проект охранных обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером №. На территориальное управлениеРосимущества в Ставропольском крае и ФКУ Упрдор «Кавказ» возложена обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Вместе с тем для разрешения заявленных требований суд исходит из следующего.
В соответствии с преамбулой к ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно частям 2, 4, 5 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" одной из категорий особо охраняемых природных территорий являются памятники природы. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В силу частей 12 и 13 статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ) обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года N 342-ФЗ предусмотрено, что положения об особо охраняемых природных территориях, утвержденные до 01.09.2018 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями статьи 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции указанного закона до 01.07.2020 года.
Согласно статьям 25, 26 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к памятникам природы отнесены уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Статьей 32 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
По смыслу вышеприведенных норм права, утверждение границ памятников природы регионального значения, а также представление документов в регистрирующий орган для внесения сведений о местоположении границы особо охраняемой природной территории в единый государственный реестр недвижимости, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт, содержащий перечень координат характерных точек границ указанных территорий в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Заявленные истцом требования исходя из предмета и оснований иска направлены на изменение в едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границы памятника природы «Гора Машук». Таким образом, суд не вправе разрешить вопрос об установлении части границы памятника природы, отнесенный действующим законодательством к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд в своей деятельности не вправе подменять органы исполнительной власти в реализации их властных и административных полномочий. Правом установления и изменения границ особо охраняемых природных территорий с учетом предусмотренного законом порядка их утверждения суд не наделен.
Ссылки представителя истца о наличии в паспорте памятника природы «Гора Машук», координат характерных точек границ указанной особо охраняемой природной территории, которые входят в границу территории земельного участка, установленного точкам координат земельного участка с кадастровым номером № не свидетельствует о правомочности характерных точек координат заявленных ФКУ Упрдор «Кавказ».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального каченного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Правительству Ставропольского края, третье лицо Управление Росреестра по Ставропольскому краю об обеспечении внесения изменений в границы Государственный памятник природы краевого значения «Гора Машук» (реестровый номер №) путем подготовки соответствующей xml-системы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 мая 2024 года.
Судья А.В. Пилипенко