Дело № 12-623/2023
УИД № 03RS0007-01-2023-003738-94
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 сентября 2023 г. г. Уфа
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием защитника Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Аристова И.А., действующего на основании доверенности №01-05-03207/13 от 13 октября 2022 г., выданной сроком на 1 год,
судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП ГУФССП России по РБ Сухановой К.С., действующей на основании доверенности от 01.03.2023 г., выданной сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова Зульфата Иксановича ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. ... от < дата > Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
На указанное постановление Администрацией ГО г.Уфа Республики Башкортостан принесена жалоба с просьбой об отмене решения должностного лица. Заявитель мотивирует свои доводы тем, что с целью исполнения решения суда Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г.Уфа РБ был проведен электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту судовой сигнализации и линий электроснабжения огней судового хода на автодорожных мостах. Победителем аукциона признано ООО «Электросетьпроект», с которым 24.12.2012 был заключен муниципальный контракт №0301300371012000142-0121878. В соответствии с условиями муниципального контракта ООО «Электросетьпроект» разработало проектную документацию и передало ее в УКХ и Б Администрации г. Уфы. УКХ и Б Администрации г. Уфы в 2015, 2016 годах проведен аукцион на выполнение данных работ, заявок от лиц изъявивших участвовать в аукционе не поступило, в связи с чем аукционы признаны несостоявшимися. На сегодняшний день УКХ и Б Администрации г. Уфы заключен муниципальные контракты от 19.08.2022 №595, работы по которому выполнены в полном объеме, от 01.02.2022 № 0301300247621001226, срок окончания работ 2025 год. В связи с чем, просит отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Аристов И.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Просил прекратить производство по делу.
Представитель МО СП по ИОИП ГУФССП России по РБ просила постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова Зульфата Иксановича ... от < дата > оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причины неявки не известны.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя должностного лица.
Выслушав защитника, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (ч.2 ст.105 Закона об исполнительном производстве).
Как усматривается из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г.Уфы по гражданскому делу №2-3681/2010 на Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность установить на Затонском и Оренбургском автодорожных мостах города Уфы указатели кромок судоходного пролёта и огни на них привести в соответствие требованиям, установленным пунктом 180 Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации" в отношении должника: Администрация Городского Округа г. Уфа РБ в пользу взыскателя: Уфимский транспортный прокурор, адрес взыскателя: ул. Ленина, дом. 104, г. Уфа.
На основании исполнительного листа ФС ... от < дата > судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ возбуждено исполнительное производство ... от < дата > в отношении Администрации ГО ....
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по РБ В.А.Казакевич от 28.11.2011 года «О взыскании исполнительского сбора» с должника - Администрации взыскан исполнительский сбор.
26.06.2012 судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по РБ должнику был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - в срок 5 дней со дня получения настоящего постановления исполнить требования исполнительного документа.
Вышеуказанное постановление выручено 27.06.2012, соответственно, срок для исполнения требований исполнительного листа истёк в 00ч. 00м. 05.07.2012.
Постановлением начальника СО по ИОИД — старшего судебного пристава от < дата >г. по делу об административном правонарушении ... должник - администрация Г. О. ... РБ за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном листе в срок с 28 июня по < дата > (включительно), установленный постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава от < дата > «О назначении нового срока исполнения» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
По состоянию на 10.04.2023 Решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 02.12.2010, соответственно, требования исполнительного документа должником не исполнены.
Поскольку требования исполнительного документа исполнены не были, 10.04.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Постановлением судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по РБ от < дата > должнику был установлен новый срок до < дата > исполнить требования документа, копия постановления получена < дата >.
< дата > ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ Копьевым А.В. в отсутствии представителя Администрации ГО ... составлен протокол об административном правонарушении, получен должником < дата >.
Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ образует неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан И. З.И. ... от < дата > в отношении Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан вынесено постановление по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном листе юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Объективная сторона правонарушения по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неисполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ч.1 ст.15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
В соответствии п.1 ч.5 ст.16 Закона об исполнительном производстве срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты.
Учитывая, что сроки исполнения и порядок исчисления указанных сроков прямо установлен законом об исполнительном производстве, то исходя их буквального толкования п.1 ч.5 ст.16 вышеуказанного Закона указание судебным приставом-исполнителем срока исполнения решения суда «до 16.04.2023» означает, что требование судебного пристава-исполнителя должно быть исполнено в предшествующий указанной в исполнительном документе дате, то есть до двадцати четырех часов 16.04.2023.
Как следует из письма заместителя начальника Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан №86-04-05927 от 21.07.2023, в соответствии с условиями муниципального контракта от 19.08.2022 №595 на выполнение работ по ремонту судовой сигнализации и линий электроснабжения огней судового хода на автодорожном мосту через р. Белая в створе ул. О. Галле (Затонский) ГО г. Уфа РБ, работы по установке судовой сигнализации выполнены в полном объеме. Установка судоходных огней на автомобильном мосту в створе ул. Воровского предусмотрена в рамках проведения работ по капитальному ремонту автодорожного моста УСРДИС Администрации ГО г. Уфы, в соответствии с муниципальным контрактом №0301300247621001226 от 01.02.2022, срок окончания работ 2025 год, о чем сообщено судебному приставу Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан.
Согласно представленным ссылкам на Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document -info.html?reestrNumber=3027819887522000009, https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/info.html?id=1470693,
https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractСard/document-info.html?reestrNumber=3027811759422000037, в реестре контрактов заключенных заказчиками значится муниципальный контракт ... от < дата > объектом которого является - выполнение работ по ремонту судовой сигнализации и линий электроснабжения огней судового хода на автодорожном мосту через реку Белая в створе ул. О. Галле (Затонский) городского округа город Уфа Республики Башкортостан, статус контракта- прекращено, все необходимые работы выполнены 19.05.2023, акт о приеме выполненных работ прилагается.
Также, согласно реестра, значится контракт № № 03013000247621001226от 01.02.2023, объектом которого является - выполнение работ по капитальному ремонту с разработкой рабочей документации генеральной подрядной организацией по объекту «Капитальный ремонт объекта «Мост через р. Белую в створе ул. Воровского (старый), включающий в себя установку судоходный огней, срок работ установлен до 30.09.2025.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, объективная сторона которого характеризуется противоправным бездействием, выражающимся в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, возникает на следующий после истечения указанного срока день.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.
Согласно п.8 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 ст.30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме, что предполагает, в числе прочего, проверку достоверности самого факта правонарушения, виновности лица, его совершившего, иных имеющих значение для дела обстоятельств не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств и с возможностью выйти за пределы доводов жалобы заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 названного Кодекса).
Следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
При исполнении требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и меры принудительного исполнения, перечисленные в ч.1 ст.64 и ч.3 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Результаты процессуальных действий, совершенных судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения исполнительного документа, оформляются соответствующим процессуальным документом, одной из форм процессуальных документов, фиксирующих результаты исполнительных действий, является акт совершения исполнительных действий. (приказ Федеральной службы судебных приставов России от 11.07.2012 N 318).
Вместе с тем, в силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в процессуальных документах, в том числе об отсутствии возможности для исполнения требований неимущественного характера, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, должным образом должностным лицом не установлены, доказательств того, что Администрацией ГО г. Уфы РБ не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, либо созданы препятствия в исполнении решения суда, должностным лицом не добыто, постановление по делу об административном правонарушении вынесено без какой либо оценки доводов Администрацией ГО г. Уфы РБ о своей невиновности. Указанные представителем Общества обстоятельства не проверены, юридической оценки в постановлении не нашли, акт об обнаружении правонарушения, в котором был бы зафиксирован факт неисполнения решения суда судебным приставом-исполнителем не составлен.
Кроме того, привлекая Администрацию ГО г.Уфа к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа при отсутствии уважительных причин, должностное лицо административного органа не дал надлежащей оценки тем мерам, которые были предприняты должником в целях исполнения судебного акта.
Вместе с тем, материалы дела с очевидностью свидетельствуют о том, что Администрация ГО г. Уфы предприняло целый ряд мер, направленных на исполнение судебного решения.
Оценив доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ прихожу к выводу о том, что привлекаемое лицо предприняло зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об исполнительном производстве.
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела — старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова З.И. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, которым Администрация ГО г.Уфы РБ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А :
постановление начальника отдела- старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Республике Башкортостан Ильбакова Зульфата Иксановича ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан отменить, тем самым удовлетворив жалобу Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Шакирьянова