УИД 350022-01-2021-016197-41
Дело №5-3/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тотьма 12 января 2022 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.
при секретаре Мартьяновой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Тропиной С.А., ...,
установил:
13.10.2021 в 13 час. 25 мин. Тропина С.А., находясь в отделе «Остин» на территории торгового зала ТРЦ «Рио», расположенного по адресу: г. Вологда, Окружное шоссе д. 12, не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Вологодской области, установленные Постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2020 № 229, а именно не соблюдала масочный режим, находилась в общественном месте без средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Тропина С.А. с протоколом не согласилась, вину не признала, по существу пояснила, что 13.10.2021 находилась в торговом центре РИО, пришла в магазин, чтобы выбрать покупку, находилась без маски, по этой причине ей отказали в заключение договора купли-продажи. Она пыталась доказать продавцам? что ей не вправе отказывать в покупке, вызвала сотрудников полиции с целью зафиксировать нарушение своих прав. Однако, прибывшие сотрудники полиции составили в отношении ее административный протокол по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, объяснили, что ею нарушен масочный режим, при этом не назвали постановления, которое она нарушила. При составлении протокола по делу об административном правонарушении ей не были разъяснены права КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, свою подпись за разъяснение прав она поставила уже после того, как написала объяснение в протоколе. Полагает, что протокол составлен неправомочным должностным лицом, Постановление Правительства Вологодской области № 229 от 16.03.2020 носит рекомендательный характер, принято в противоречие с Федеральным законом и ч.5 ст. 76 Конституции РФ. Вводить режим повышенной готовности на территории России или в отдельном субъекте, может только Президент РФ. Режим повышенной готовности местные региональные власти могут вводить только для спецслужб, силовиков, МЧС, а устанавливать правила для граждан, только когда введена чрезвычайная ситуация. Полагает, что медицинская маска не относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания, они предназначены для использования в операционных медицинских, санаторных помещениях. К средствам индивидуальной защиты СИЗ ГОСТ 12.4011-89 относит противогаз, респиратор и т.д., маска отсутствует. Находясь в торговом центре она была абсолютно здорова, никакими постановлениям в посещении общественных мест была не ограничена, не доказано, что она нарушила чьи-то права, поэтому отсутствует ее вина, а наказание назначается за виновные действия.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - инспектор ОБППСП УМВД России по г. Вологде Плотников А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежаще.
Свидетель ФИО1 пояснил, что 13.10.2021 вместе с ... Тропиной С.А. находился в г.Вологде. Тропина С.А., находясь в ТЦ «РИО», позвонила ему и попросила подняться в отдел «Остин». Подойдя к отделу, он увидел двух сотрудников полиции, которые поясняли Тропиной С.А., что сейчас в отношении ее будет составлен протокол, утверждали, что она нарушила масочный режим. Тропина С.А. с этим не соглашалась, просила сообщить ей на каком основании будет составлен протокол, между ними была перепалка. Затем они с Тропиной С.А. стали выходить из ТЦ, сотрудники полиции шли за ними, предлагали остановиться. Они дошли до своей автомашины, но сотрудники полиции Тропиной С.А. препятствовали сесть в автомобиль. Только после приезда второго наряда Тропина С.А. села в автомобиль, где в отношении нее был составлен административный протокол. При его составлении он также присутствовал, и не слышала, чтобы сотрудник полиции разъяснял Тропиной С.А. права, предусмотренные КоАП РФ. В торговом зале Тропина С.А. находилась без маски.
Суд, заслушав Тропину С.А., свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Постановлением Правительства Вологодской области от 27.03.2020 № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» на территории Вологодской области с 27.03.2020 введены в действие ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (карантин).
Ограничительные мероприятия, в том числе обязательные правила поведения граждан и организаций, определяются постановлением Правительства области от 16.03.2020 № 229 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Вологодской области".
Постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2020 № 229 (ред. от 27.10.2021 № 1251) «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Вологодской области» в пределах границ Вологодской области введен режим функционирования "Повышенная готовность" с 00 часов 00 минут 17.03.2020 до 23 часов 59 минут 30.11.2021.
Пунктом 8.1 указанного Постановления на граждан (за исключением детей в возрасте до 7 лет) возложена обязанность соблюдать масочный режим (использование средств индивидуальной защиты органов дыхания), в том числе при проезде на транспорте (в том числе в такси), посещении организаций, деятельность которых не приостановлена, мест массового пребывания людей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных общественных мест, а также при нахождении на парковках и в лифтах.
Из представленных материалов следует, что 13.10.2021 в 13 час 25 мин. Тропина С.А. в отделе «Остин» на территории торгового зала ТРЦ «Рио», расположенного по адресу: г. Вологда, Окружное шоссе д. 12, находилась без средств индивидуальной защиты (маски).
Суд приходит к выводу, что действия Тропиной С.А. следует квалифицировать по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку она не выполнила правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно находилась в помещении организации, деятельность которой не приостановлена, без средств индивидуальной защиты (маски).
Вина Тропиной С.А. в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснениями ..., объяснением Тропиной С.А., которая признает факт нахождения в торговом центре без маски, а также другими материалами дела в их совокупности, не доверять данным доказательствам судья оснований не находит.
Из объяснения свидетелей ... следует, что они являются администраторами отдела «Остин», расположенного в ТРЦ «Рио». 13.10.2021 в 13 час.25 мин. они видели Тропину С.А. у себя в отделе, которая находилась без маски и отказывалась ее надеть.
Доводы Тропиной С.А. о том, что Постановление Правительства Вологодской области от 16.03.2020 № 229 противоречит федеральному закону, о том, что территория Вологодской области не относится к территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, так как на законодательном уровне не выносилось об этом решений, судом не принимается во внимание, поскольку указанный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела.
В то же время полагаю необходимым отметить, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15, устанавливающих требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, использование медицинских масок и соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров как способы соблюдения всеми физическими лицами правил личной гигиены отнесены к числу мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи вышеназванной инфекции.
В силу пункта 7 Методических рекомендаций МР 3.1.0173-20.3.1. "Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 апреля 2020 года, к числу противоэпидемических мероприятий относится: вторая фаза (единичные завозные случаи COVID-19 без распространения) - введение масочного режима в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях; третья фаза (ограниченное местное распространение COVID-19 (контролируемое)) - рекомендация использования масок для всех, находящихся в помещении; введение масочного режима (плюс перчатки) среди сотрудников транспорта, предприятий общественного питания и торговли, в помещениях торговых залов режим текущей дезинфекции, установка оборудования для обеззараживания воздуха; в операционных залах (банки, налоговая, миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц, регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей, пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с дезинфицирующими средствами для рук на входе (пункты 3.2.2, 3.3.1 - 3.3.3).
Как установлено пунктом 7 Методических рекомендаций МР 3.1.0178-20.3.1. "Профилактика инфекционных болезней. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 08 мая 2020 года, на всех этапах возобновления деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями, в Российской Федерации соблюдаются, в том числе, следующие условия: использование гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу); соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы; соблюдение дезинфекционного режима; соблюдение социального дистанцирования (не менее 1,5 метров).
Установленная Постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2020 № 229 обязанность соблюдения масочного режима также соотносится с изданным после принятия указанного нормативного правового акта постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", согласно которому, в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации, в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом на лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах (пункт 1), а на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) - обеспечить контроль за исполнением пункта 1 данного Постановления (пункт 2).
Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных Постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2020 № 229 в границах территории Вологодской области ограничительных мер, включая обязанность ношения средств индивидуальной защиты (маски) в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлось объективно необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, соразмерно реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Вопреки доводам Тропиной С.А. протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями пункта 18 части 5 статьи 28.3 данного Кодекса, согласно которому протоколы об административных правонарушения, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно перечню.
Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р, согласно пункту 1 которого к таким полномочным лицам отнесены любые должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Кроме того, протокол по делу об административном правонарушении составлен с участием Тропиной С.А., содержит сведения о разъяснении ей процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных статьями 24.2, 25.1, 30.1 КоАП РФ, статьи 51 Конституции Российской Федерации, копия протокола ей вручена, оснований полагать, что права КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ ей не разъяснялись, у суда оснований не имеется.
При назначении административного наказания Тропиной С.А. суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
признать Тропину С.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа 1000 рублей.
Административный штраф необходимо уплатить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
...
Об уплате штрафа в течение месяца необходимо сообщить в Тотемский районный суд Вологодской области (г. Тотьма, ул. Садовая, д.10), представив квитанцию.
Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Тотемский районный суд.
Судья О.В. Цыганова