УИД 39RS0001-01-2023-002737-90
Дело № 2-3540/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2023 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Баяндурян А.Р.,
с участием истца ФИО1,
с участием представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, третьи лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), главное управление МЧС России по Калининградской области о признании подвергшимся радиационному воздействию, понуждении выдать удостоверение, включении в реестр и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском, указав в обоснование заявленных требований, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. проживал в <адрес>. По радиационному загрязнению Бородулихинский район отнесен к зоне повышенного радиационного риска. За время проживания подвергся радиационному воздействию. Имеет удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне. Обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о выдачи удостоверения как лицу, пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, но получил отказ со ссылкой на то, что положения действующего законодательства не позволяют установить статус пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако с таким решением он не согласен, поскольку статус лица, подвергшегося радиационному воздействию следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ему уже был присвоен, так как он проживала в зоне повышенного радиационного риска с учетом радиологического маршрута. В этой связи просит признать незаконным отказ в выдаче удостоверения, признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать выдать ему удостоверение единого образца, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере 12 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, были привлечены МЧС России и Главное управление МЧС России по Калининградской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель МЧС России и главного управления МЧС России по Калининградской области – ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Представители Министерства социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. проживал в <адрес>, что подтверждается справкой Аким Новодворовского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Новодворской сельской администрацией выдано удостоверение серии №, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.
Согласно данному удостоверению истец с апреля ДД.ММ.ГГГГ г. проживал в <адрес>, расположенном в зоне повышенного риска.
Истец ФИО1 обратился в ОГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о выдачи удостоверения, как лицу, пострадавшему от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно ответу ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в установлении статуса пострадавшего от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения соответствующего образца по тем основаниям, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» распространяется на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на момент проведения ядерного испытания (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр), однако населенный пункт п/х <адрес> не включен в вышеуказанный перечень.
В этой связи ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 гг. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с которыми отнесение граждан к категории лиц, определенных ст. 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 2 Правил).
В п. 3 Правил предусмотрено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г.
При этом <адрес> <адрес> Республики Казахстан, в котором проживал истец, в такой перечень не включен.
Между тем, такое условие обязательно по законодательству Российской Федерации для подтверждения факта воздействия радиации вследствие ядерных испытаний. Только при подтверждении фактов проживания во включенных в соответствующий перечень населенных пунктах, государственными органами может быть применена методика расчета дозы радиационного воздействия, полученного гражданами, без проведения экспертного исследования.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв. (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Часть 1 статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв. (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв. (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. № 5 утверждены методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в соответствии с которыми установленные в результате адресного применения настоящих методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных или суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
В соответствии с государственным контрактом от 5 апреля 2021 г. № 0604/21, заключенным МЧС России, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 634 «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и выдачи соответствующих заключений возложены на Краевое государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» г. Барнаула.
Таким образом, законодательно определен порядок установления накопленных эффективных доз облучения, полученных конкретными лицами вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судом по настоящему гражданскому делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Краевому государственному бюджетному учреждению «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем», поставлен перед экспертом вопрос о том, какую максимальную дозу облучения мог получить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, при проживании с апреля ДД.ММ.ГГГГ г. п/х <адрес> Казахстан ?
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживая с апреля ДД.ММ.ГГГГ г. п/х <адрес> бывшей Казахской ССР, мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5 сЗв., в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в п/х <адрес> бывшей Казахской ССР, в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв. при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные судом вопросы. В обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основываясь при этом на научной и методической литературе, использованной в процессе исследования. В заключении также указаны данные о квалификации эксперта, его образовании и стаже работы.
Иных доказательств, подтверждающих факт получения ФИО1 суммарной дозы облучения свыше 5 сЗв. (бэр), в судебном заседании не установлено, истцом не представлено.
Бесспорных доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения большей, чем указано в экспертном заключении, им также не представлено и в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам истца, удостоверение, подтверждающие права последнего на льготы, выданное в Республике Казахстан, не может служить бесспорным доказательством получения ФИО1, суммарной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), поскольку таких данных это удостоверение не содержит и выдано иностранным государством. При этом суд учитывает, что международных договоров между Республикой Казахстан и Российской Федерации о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется. Право истца на льготы и компенсации, предоставленное иностранным государством на основании национального законодательства этого иностранного государства, с учетом установленных по делу обстоятельств, не влечет безусловное возникновение такого права на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленных законом оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 о признании его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, понуждении к внесению сведений в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, как о лице, получившем дозу облучения, и направлении указанного реестра в МЧС России для оформления и выдачи соответствующего удостоверения, не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ, понесенные ФИО1 по делу расходы по оплате юридических услуг в размере 12 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, третьи лица ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), главное управление МЧС России по Калининградской области о признании подвергшимся радиационному воздействию, понуждении выдать удостоверение, включении в реестр и взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2023 г.
Судья Н.В. Паршукова