64RS0010-01-2020-000144-26
Дело № 2-1-272/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2020 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.,
с участием истца Крутилина А.В., его представителя Вологина А.Б., представителя ответчиков адвоката Колоярцева Д.Ю., представителя органа опеки и попечительства Сазановой В.В.,
при помощнике Пестравской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по исковому заявлению Крутилина А. В. к Старостину Я. Н. и Старостину Р. Н. о признании распоряжения об отмене завещания недействительным,
установил:
Крутилин А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Старостину Я.Н., Старостину Р.Н. о признании распоряжения об отмене завещания недействительным, мотивируя свои требования тем, что 25 октября 2011 года С.Л.И. отменила завещание в его пользу, сделанное ею 31 марта 2010 года, удостоверенное нотариусом нотариального округа ЗАТО Шиханы Саратовской области.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 26 марта 2014 года по делу № 2-193(1)/2014 С.Л.И. признана <данные изъяты>, в связи с чем над ней установлена опека в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области от 13 мая 2014 года №. Он является опекуном С.Л.И.
Распоряжение об отмене завещания от 25 октября 2011 года является недействительным, поскольку С.Л.И. в момент подписания данного распоряжения находилась в таком состоянии, когда не была способна понимать значение своих действий в силу наличия у нее стойкого психического расстройства.
В связи с этим истец просит признать указанное выше распоряжение недействительным.
Суд считает, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1113, 1114, 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина. К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Статьями 1118, 1119 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
В силу статьи 1130 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения.
Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемом завещании.
Завещатель вправе посредством нового завещания отменить прежнее завещание в целом либо изменить его посредством отмены или изменения отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений.
Последующее завещание, не содержащее прямых указаний об отмене прежнего завещания или отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений, отменяет это прежнее завещание полностью или в части, в которой оно противоречит последующему завещанию.
Завещание, отмененное полностью или частично последующим завещанием, не восстанавливается, если последующее завещание отменено завещателем полностью или в соответствующей части.В случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием.
Завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отмене. Распоряжение об отмене завещания должно быть совершено в форме, установленной настоящим Кодексом для совершения завещания. К распоряжению об отмене завещания соответственно применяются правила пункта 3 настоящей статьи.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
Данная норма в полной мера распространяется и на оспаривание распоряжения по отмене такого завещания, поскольку из изложенного выше следует, что распоряжение об отмене завещания, также как и само завещание представляет собой одностороннюю сделку по распоряжению имуществом на случай смерти. Поэтому право на оспаривание такого распоряжения возникнет у Крутилина А.В., являющегося наследником по отмененному завещанию С.Л.И., только после ее смерти, если таковая наступит при его жизни. Срок давности в таком случае начинает течь не с момента даты издания распоряжения или с даты, когда истец узнал о нарушении своего права (отмены завещания), как считает истец, а с момента открытия наследства.
Таким образом, распоряжение об отмене завещания (как сделка по распоряжению своим имуществом после своей смерти) при жизни гражданина, его совершившего, не порождает никаких правовых последствий. Оспаривание распоряжения до этого момента невозможно в силу того, что отсутствует предмет обжалования.
Права и обязанности у наследников возникают с момента открытия наследства, до этого времени только сам завещатель вправе по своему усмотрению решать все вопросы о распоряжении своим имуществом.
Именно с момента открытия наследства материально-правовой интерес возникает у наследников по закону или по завещанию, а также у иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены непосредственно завещанием или иными сделанными наследодателем распоряжениями.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в судах.
Под содержание подпункта 1 пункта 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подпадают такие случаи, когда предъявленные к судебной защите требования носят не правовой характер, т.е. когда в силу закона или исходя из общего смысла закона заявленное требование лишено правовой защиты как в судебном, так и в ином порядке.
На основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Таким образом, поскольку оспаривание распоряжения об отмене завещания не влечет для истца правовых последствий, требования истца лишены правовой основы, и производство по делу должно быть прекращено.
Руководствуясь статьями 220, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.