Решение по делу № 2-2633/2020 от 13.07.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года г. Заводоуковск Мировой судья судебного участка № 1 Заводоуковского судебного района Тюменской области Яненко С.В., с участием истца Батыревой Л.М., представителя ответчика Шабалдиной Ю.А., представителей третьего лица Мясниковой Г.В., Майер Н.М., при секретаре Богачевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2633-2020/1м по исковому заявлению Батыревой Людмилы Михайловны к ООО «ЗЭРО» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда, штрафа,установил:

Батырева Л.М. обратилась с иском к ООО «ЗЭРО» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда, штрафа. Свои требования истец мотивирует тем, что с января 2009 года, момента установки в доме приборов учета,  с нее взимается плата за отопление неправильно, то есть завышено. Из-за постоянного изменения площади дома (то 1746,1 кв.м, то 1690 кв.м, а то 1534 кв.м) неправильно начисляется плата за отопление. После ее обращения в прокуратуру, управляющей компании выдано предписание, но данное предписание не выполняется. В 2018 году они снова писали заявление в прокуратуру, были на приеме у главы администрации, главного федерального инспектора, просили сделать им перерасчет за отопление и вернули деньги, однако ничего добиться не смогли. Исходя из сроков исковой давности сумма переплаты составляет 2722 рубля 22 копейки. За неправильное начисление платы за жилищно-комунальные услуги Федеральным законом от <ДАТА2> <НОМЕР> предусмотрен штраф в размере 50% от суммы превышающей плату, что составляет 1361 рубль 36 копеек. Также в январе, феврале 2018 года и феврале 2019 года по заявлению граждан проживающих в их доме, заведующей абонентским пунктом «ТРИЦ» был сделан перерасчет за 3 года. При этом разницу раскидали на остальных жильцов. В ее случае указанная разница составила 390 рублей 52 копейки. Размер штрафа от этой суммы составляет 195 рублей 26 копеек. На основании изложенного просит взыскать с ответчика 4084 рубля 78 копеек и выплатить моральный вред в размере 10000 рублей.

В последующем истец увеличила исковые требования, и просит взыскать с ответчика сумму переплаты за 2017, 2018, 2019 года в размере 3210 рублей 72 копеек, штраф 50% от указанной суммы 1605 рублей, моральный вред 50000 рублей.

Представитель ответчика <ФИО1> представил письменные возражения на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, т.к. каких либо решений прокурора по вопросу перерасчета за отопление, как указывает истец, не было. По результатам проверок Государственной жилищной инспекции Тюменской области по вопросу изменения общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, а также излишне уплаченной суммы за отопление за 2016-2019 года в отношении ООО «ЗЭРО» нарушений не выявлено. Изменения общей площади жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 производились ОАО «ТРИЦ» на основании представленных документов от собственников, по представленным договорам найма от балансодержателя муниципального имущества МУ «ЕРЦ». Окончательный размер площади был утвержден на общем собрании собственников от <ДАТА3> и составил 1728,4 кв. м. Управляющая организация не является получателем денежных средств от населения за отопление, т.к. в соответствии с договором <НОМЕР> от <ДАТА4>, денежные средства напрямую поступают через ОАО «ТРИЦ» ресурсоснабжающей организации. Следовательно ООО «ЗЭРО» не может осуществить перерасчет. Доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны ответчика  допущено какое-либо противоправное действие, причинены нравственные и физические страдания, а также то, что  в результате действий ответчика истец понес какие -либо неблагоприятные последствия, истцом не представлено, поэтому требование о взыскании морального вреда не подлежит удовлетворению.

Истец Батырева Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика <ФИО2> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что неизвестно откуда истец взяла эту площадь, ни в старом техпаспорте, ни в новом, ни в каких либо других документах такой площади нет. Изменение общей площади жилых помещений в многоквартирном доме по <АДРЕС> производились ОАО «ТРИЦ» на основании предоставленных документов от собственников жилых помещений, по предоставленным договорам найма от балансодержателя муниципального имущества МУ «ЕРЦ». Например, в 18 квартире была перепланировка, так же в квартире 2,3 <АДРЕС> площадь увеличилась. Также были технические ошибки в договорах социального найма. Окончательно размер площади жилых помещений для начисления по оплате за коммунальную услугу - отопление, для многоквартирного дома по ул. <АДРЕС> был утвержден на общем собрании собственников указанного дома и составил 1728,4 кв. м. Площадь замерялась и их специалистами, например в квартирах Заживихиных, Лосевых. В электронном паспорте нет сведений о жилой площади, указана только полезная площадь, которая с 1985 года составляет 1866,4 кв.м.  Согласно договора, заключенного между управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией и ОАО «ТРИЦ» ведением лицевых счетов, сбором информации и данных, а так же ежемесячным начислением потребителям тепловой энергии занимается ОАО «ТРИЦ». Центр перечисляет поступившие на целевой счет денежные средства, оплаченные населением за коммунальные услуги, на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, а управляющая компания обязуется ежемесячно не позднее 26 числа расчетного месяца предоставлять Центру данные об объеме (количестве) тепловой энергии, потребленной за расчетный период, согласно показаниям общедомового прибора учета. Таким образом, управляющая компания не является получателем денежных средств от населения за коммунальную услугу - отопление. Денежные средства собранные от населения за отопление, напрямую поступают через ОАО «ТРИЦ» ресурсоснабжающей организации, следовательно ООО «ЗЭРО» не может осуществлять перерасчет за отопление. Изменения в технический паспорт внесены специалистами БТИ. Данный паспорт получен ООО «ЗЭРО» в 2016 году. Договор управления многоквартирным домом продолжает действовать, т.к. в соответствии с п. 8.3 договора был пролонгирован. В рамках данного договора они осуществляют контроль за предоставлением услуг. Договор с рессурсоснабжающей организацией они не заключают. Жильцы напрямую заключают договоры.

Представитель третьего лица <ФИО3> в судебном заседании указала, что требования истца неправомерны. Начисление платы по коммунальной услуге «центральное отопление» по многоквартирному дому по <АДРЕС> рассчитывается согласно п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА5> <НОМЕР>, по формуле указанной в п.3 Приложения <НОМЕР> к Правилам, в которой отражено что для расчета платы по услуге «центральное отопление» используется общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. В апреле 2015 г. площадь всех жилых помещений используемая для расчетов по услуге «центральное отопление» в многоквартирном доме по <АДРЕС> составила 1718, 1 кв.м., что подтверждается электронной формой отчетности, ежемесячно предоставляемой ОАО «ТРИЦ» ресурсоснабжающей организации. Первое изменение площади жилых помещений произведено в декабре 2016г. на основании документов предоставленных собственниками жилых помещений. Все изменения площади указаны в квитанциях. Начисления за отопление производилось исходя из жилой и нежилой площади дома. Так в данном многоквартирном доме не жилых помещений нет, соответственно при расчете используются только площадь жилых помещений. Изначально начислением по жилищно-коммунальным услугам в Заводоуковске занималась Служба заказчика и технадзора она работала в базе ОАО «ТРИЦ». Далее с 2013г. начислениями занималась ОАО «ТРИЦ». Все изменения по площадям происходили на основании документов подтверждающих право собственности  и договоров найма. Если у абонента что то не идет в квитанции со свидетельством по площади он писал заявление с требованиями изменить площадь и площадь изменялась. В связи с тем, что в расчете участвует площадь всех жилых помещений суммарная соответственно если изменялась площадь одной комнаты или квартиры по заявлению собственника соответственно общая площадь для начисления тоже изменялась. При расчете за отопление взята площадь жилых помещений из заявлений граждан и предоставленных ими документов о праве собственности. Предполагает, что первоначально общая площадь она была внесена в базу из технических документов. Руководствуются заявлениями граждан, а не техническими документа при определении общей площади потому, что в документах на право собственности у граждан указана именно жилая площадь. <АДРЕС> площадь всех помещений комнат либо квартир, которая находится в собственности либо в пользовании граждан они используют при расчете. ТРИЦ не располагает техническими документами, она опирается на  документы предоставленные собственниками, нанимателями, либо управляющей компанией.  С <ДАТА6> на территорию Заводоуковского округа зашло АО ЭК «Восток», которое стало представителем ресурсоснабжающей организацией и по услуге центральное отопление денежные средства после оплаты абонентами перечисляются на счета ресурсоснабжающей организации.

Представитель третьего лица <ФИО4> в судебном заседании с требованиями не согласилась. Показала, что жилая площадь по данному дому была переведена со Службы заказчика и технадзора по программе. Технического паспорта ТРИЦ не видел и не обладает такой информацией. В свое время Службой заказчика были изменены данные в этих квартирах, менялась нумерация квартир, менялись площади, т.е. техническая документация была не в полном объеме достоверна. То, что касается начислений, общая площадь данного дома была до июня 2016г. 1718,1 кв.м. и расчет всегда производился по ней, затем собственники стали приносить свидетельства о праве собственности на этом основании стала менять общая площадь жилых помещений при этом  пояснялось абонентам, что у них изменится площадь, кто то требовал перерасчет с внесением изменений кто не требовал. <АДРЕС> площадь всегда отражалась в квитанциях ежемесячно и при этом жильцу объяснялось, что если производится перерасчет, то за отопление будет произведен перерасчет по всему дому за данный период. Неоднократно был разговор с администрацией ЗГО,  почему расхождения общей площадь дома. Когда граждане приносят свидетельства о праве собственности, они поясняют, что при передаче квартиры в приватизацию или передачи жилого помещения по договору найма они делают запрос из регпалаты и передают данную площадь, т.е. площадь вспомогательная которая относится к жилым помещениям она ни где ни когда ни была зафиксирована документально, т.е при передачи в приватизацию или передачи по договору найма она не учитывалась. Поэтому предупреждение было и в администрацию, что они меняют площади на основании свидетельства на право собственности или договора найма, но в этом случае тоже страдала управляющая компания, потому что жилая площадь менялась меньше и они получали меньше доход так как тариф они рассчитывается на площадь полную. С июня 2016г. по месяцам были изменения по площади согласно предоставленным документам написанным жильцами заявлений и подтверждающими документами предоставленными жильцами об изменении жилой площади. Всем жильцам были прикреплены к квитанциям пояснения об изменении  площади дома. Начисления производились за отопление по общей площади 1718,1 кв. м., эта площадь складывалась из суммарной площади жилых помещений на 51 квартиру. 51 лицевой счет был всегда, площади всегда эти были и предоставлялись в отчетности управляющей компании. С 2016 г. изменения были произведены на основании поступивших 15 заявлений, а остальные по письму ООО «ЗЭРО» и по решению общего собрания. Площадь меняется с июня 2016г., площадь дома поменялась в декабре 2016г. на основании 3 заявлений от жильцов, причем по одному из этого заявления абонент настаивал о перерасчете за 3 года с декабря 2013г., т.к. заявление было подано в декабре 2016г., в феврале 2017 г. произведено изменение   по 3 заявлениям от абонентов с момента подачи заявления. Все жильцы данного дома видели в квитанциях изменение площади, когда изменение площади переходило с перерасчетом за три года, в квитанции отражалось в графе перерасчеты сумма перерасчета за предыдущие месяца на центральное отопление. Потом изменения по площадям были в марте, апреле, июне, октябре, декабре 2017 г., затем в сентябре 2018г. Перерасчет был так же произведен в январе и мае 2018г. по заявлениям абонентов. При внесении изменений по площади они  руководствуются заявлением абонента и предоставленным им свидетельством о праве собственности. Первоначально когда они стали заниматься начислением платы площадь 51 квартиры уже стояла, расчеты производились из их суммарной площади. Не руководствуются техпаспортом, т.к. для расчета берется суммарная площадь по квартирам, а не по техническому паспорту. Общим собранием собственники распределили общую площадь. Вспомогательные площади не идут ни к жилым помещениям, ни к нежилым, потому что документально они не распределяются. По формуле идет общая площадь жилого помещения, в документе на право собственности стоит площадь жилого помещения. В техническом паспорте стоит нежилое вспомогательное помещение. Если смотреть по квартирам, там есть нежилые вспомогательные помещения. Площадь квартир 1696,8 кв.м. это площадь жилых помещений, нежилых помещений нет, в техпаспорте они вспомогательные. Право собственности дается только на комнату, а не на вспомогательное помещение.

Свидетель <ФИО5> в судебном заседании пояснила, что она проживает с 1993 года в жилом доме по адресу: г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41. Из квитанции на оплату коммунальных услуг она обнаружила, что постоянно меняется площадь дома, поэтому они переплачивают. Поэтому поводу она обращалась в ТРИЦ, ЕРЦ, писала заявление. В ответе ей сообщили, что этот вопрос нужно решать на общем собрании. Также обращалась в 2019 году в прокуратуру. Руководитель ООО «ЗЭРО» ей показывал план третьего этажа и площадь ее помещения была 16,9 кв.м, потом по плану стала 18 кв.м. Где она живет сначала была нежилая площадь, когда перевели в жилую, площадь должна была увеличиться и уменьшиться нежилая, из-за того, что тамбур шириной 4 метра, уменьшился, в связи с перенесением стен, делали санузлы. Также нежилое помещение перевели в жилое для работника ЗЭРО, поэтому жилая площадь должна увеличиться, а нежилая уменьшиться. Они все посчитали, сделали расчеты и действительно площадь дома постоянно меняется и они переплачивают. Так же они обращались в прокуратуру, они дали ответ, что по данным ТРИЦ жилая площадь дома 1750 кв.м., нежилая 1194,5 кв.м. Они несколько раз обращались в ЗЭРО, они должны были сделать замеры, они им предлагали создать комиссию, но им отказали в этом.  Считает, что изначально площадь дома была посчитана неправильно, когда им присвоили статус многоквартирного дома.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменное заключение, согласно которому оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входят, в виду чего потребителям надлежит обращаться с заявлением по вопросам проверки правильности начисления платы за ЖКУ в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судья считает возможным рассмотреть дело без участия представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.

Заслушав истца,  представителей ответчика, третьих лиц, свидетеля,  исследовав материалы дела, мировой судья находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, лицо, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна размеру жилой площади указанной комнаты (ч. 1 ст. 42 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

Размер платы за жилое помещение устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст. 157 ЖК РФ  предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Частью 3 ст. 162 ЖК РФ определены существенные условия договора управления многоквартирным домом.

Пунктом 2 части 3 названной статьи предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Постановлением Правительства РФ от <ДАТА7> N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является установление того, соответствовала ли плата за услуги теплоснабжения, установленная договором управления многоквартирным домом, положениям ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, указывающей на требование об установлении его в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Как установлено в судебном заседании Батырева Л.М. является собственником квартиры <НОМЕР>, площадью 26.1 кв. м, расположенной на 1 этаже в многоквартирном доме по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41.

Указанный многоквартирный дом с <ДАТА8> находится в управлении управляющей организации ООО «Заводоуковское эксплутационно-ремонтное общество» (ООО «ЗЭРО»), осуществляющей предоставление коммунальных услуг собственникам помещений дома, в том числе услуг теплоснабжения.

Данные обстоятельства подтверждаются кадастровым паспортом помещения от <ДАТА9>, свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА10>, договором <НОМЕР> передачи (приватизации) квартиры в собственность граждан от <ДАТА11>, техническим паспортом жилого помещения (квартиры), договором управления многоквартирным домом от <ДАТА12> с Приложениями <НОМЕР>, <НОМЕР>.

Пунктами 3.12., 3.13., 3.16. Договора управления предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний приборов учета (домовых, поквартирных), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления. При отсутствии урегулированного порядка распределения показаний домового прибора между собственниками помещений и отсутствии (полном или частичном) поквартирных приборов учета данный порядок утверждается на общем собрании собственников помещений. На услуги холодного и горячего водоснабжения и отопления размер платы рассчитывается по утвержденным субъектом РФ и /или органом местного самоуправления тарифам для населения. Плата за услуги вносится на основании счет -квитанций (иных платежных документов), предоставляемых управляющей организацией не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

<ДАТА13> Управляющей организация ООО «ЗЭРО», ресурсоснабжающей организацией «Муниципальное предприятие Заводоуковского округа «Заводоуковскогое жилищно-коммунальное хозяйство», ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр», заключен договор <НОМЕР>, в рамках которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать через присоединенную сеть услуги по теплоснабжению до границы раздела эксплуатационной ответственности, отпускать управляющей организации через присоединенную сеть питьевую воду и принимать сточные воды, а управляющая организация обязалась соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов, обеспечивать учет потребления ресурса и поквартирное распределение поступавшего ресурса, а также оплачивать коммунальные ресурсы в соответствии с условиями настоящего договора.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что управляющая организация уполномочивает, а ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» принимает на себя обязательства по: осуществлению организации системы платежей населения за услуги «отопление», «горячее и холодное водоснабжение» и «водоотведение» (далее -коммунальные услуги), ежемесячному  начислению платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями настоящего договора, выставлению в составе единой квитанции счета населению за коммунальные услуги, учету денежных средств, оплаченных потребителями.

Расчеты за коммунальные услуги осуществляются через ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» (далее-ОАО «ТРИЦ»), путем перечисления ОАО «ТРИЦ» поступивших на целевой счет денежных средств, оплаченных населением за коммунальные услуги, на расчетный счет ресурсоснабжающей организации в порядке предусмотренном п. 4.3.4 настоящего договора (п. 3.6.3 договора).

Согласно договора <НОМЕР> на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за коммунальные услуги от <ДАТА14>, заключенному между ОАО «ТРИЦ» и АО «ЭК «Восток»  начисление платы за услуги по теплоснабжению в многоквартирном доме по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 осуществляется ОАО «ТРИЦ» (т.2 л.д.79-120).

Из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 кв. 7 установлено, что <ФИО6> в период с января 2017 года по декабрь 2019 года производилась оплата за центральное отопление, ОАО «ТРИЦ». При этом в качестве управляющей компании указано ООО «ЗЭРО» (т.1 л.д. 23-49).

Согласно данных квитанций, расчета объемов по услуге «центральное отопление» заведующей АП г. Заводоуковск (т.1 л.д.22)  в период с января 2017 года по декабрь 2019 года начисление платы по коммунальной услуге «центральное отопление» осуществлялось истцу исходя из площади жилых помещений многоквартирного дома расположенному по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41, которая в январе, феврале 2017 года составляла 1661,1 кв. м, в марте 2017 года -1630,9 кв.м, апреле 2017 года-1609,6 кв.м, с мая по сентябрь 2017 года -1599,5 кв. м,  в октябре, ноябре 2017 года 1575,7 кв.м, декабре 2017 года -1567,2 кв.м, январе 2016 года 1556,1 кв.м, в феврале -мае 2018 года -1550,9 кв.м, в период с июня 2018 года по март 2019 года -1534,7 кв.м, апреле 2018 года 1555,6 кв.м, с мая 2019 года по декабрь 2019 года 1728,4 кв.м.

Доводы представителей ответчика о том, что ООО «ЗЭРО» не является получателем денежных средств, а следовательно не может осуществить перерасчет, судья не принимает во внимание, т.к. в соответствии со ст. 155 ЖК РФ собственники оплачивают коммунальные услуги управляющей организации. Факт оказание услуг по центральному отоплению собственникам многоквартирного дома по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 управляющей компанией ООО «ЗЭРО», подтверждается договором управления многоквартирным домом от <ДАТА12>, квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению.

В квитанциях в качестве исполнителя услуг, в том числе по центральному отоплению указано ООО «ЗЭРО». Следовательно иск предъявлен к надлежащему ответчику.

То обстоятельство, что ответчик заключил договор  с ОАО «ТРИЦ», по которому ООО «ЗЭРО» поручило третьему лицо осуществлять начисление и прием денежных средств за коммунальные услуги потребителям,  не снимает с него ответственность по надлежащее исполнение договора управления многоквартирным домом. В соответствии с которым определение размера платы за услуги по договору производится управляющей организацией (раздел 3 договора).

Требование истца и его расчет основаны на том, что управляющей организацией неверно используется размер общей площади жилых помещений многоквартирного дома при расчете платы за коммунальные услуги. Поскольку, по мнению истца, указанная площадь не подлежит изменению и должна составлять1746,1 кв.м. <АДРЕС> площадь была указана в квитанции на оплату  жилищно-коммунальных услуг за апрель 2015 года.

Исходя из сводных отчетов теплопотребления (т.1 л.д. 51-103)  следует, что многоквартирный дом по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 оборудован общедомовым прибором учета.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА5> N 354 (далее- Правила N 354), расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии производится по формуле 3 Приложения N 2 к указанным Правила.

Указанная формула состоят из нескольких слагаемых, одно из которых - Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

 Сравнивая расчеты представленные истцом (т.2 л.д.28) и представителем третьего лица (т.1 л.д.22) следует, что в данных расчетах сторонами используются одни и те же цифры (тариф, объем, площадь квартиры истца, показания общедомового прибора учета), за исключением общей площади  всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил N 354 «нежилое помещение в многоквартирном доме"-помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Согласно технических паспортов на здание (строение) (общежитие) в многоквартирном доме по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41 имеются жилые помещения, относящиеся к категории коммунальных квартир, нежилые помещения соответствующие понятию, указанному в Правилах N 354 в доме отсутствуют.

В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из технического паспорта на здание (строение) (общежитие) многоквартирного дома по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41, составленному по состоянию на <ДАТА15>,  представленного по запросу суда Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии установлено, что общая полезная площадь дома составляет 1933,5 кв.м, из них жилые помещения, полезная площадь -1696,8 кв.м, в том числе жилая площадь 1127,1 кв.м (т.1 оборотная сторона л.д. 167 и л.д. 175).

Из технического паспорта на здание (строение) (общежитие) многоквартирного дома по адресу: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. <АДРЕС>, 41, составленному по состоянию на <ДАТА15>,  выданного <ДАТА16> Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» и представленного ответчиком установлено, что общая полезная площадь дома составляет 1933,5 кв.м, из них жилые помещения, полезная площадь -1724 кв.м, в том числе жилая площадь 1139,8 кв.м (т.2 л.д. 63 и л.д. 76).

Таким образом следует, что в процессе технической инвентаризации Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» <ДАТА16> были произведены уточнения размеров площадей многоквартирного дома. Данное обстоятельство, указывает на то, что какие-то площади первоначально при составлении технического паспорта не были учтены.

При этом судья исходит из того, что неточности при составлении паспортов могли возникнуть из-за особенностей того, что в данном доме имеются жилые помещения, относящиеся к категории коммунальных квартир, площади которых как поясняют представители ответчика и третьего лица были изначально указаны не верно, к тому же имели место быть перепланировки помещений, технические ошибки при заключении договоров найма.

Судья принимает указанные доводы представителей ответчика и третьего лица, т.к. они подтверждаются представленными ими доказательствами, а именно информацией по изменению площадей многоквартирного дома (т.2 л.д. 30),  копиями документов послуживших основанием для изменения площадей жилых помещений за период 2017, 2018, 2019 года (договоры социального и коммерческого найма, заявления собственников, свидетельства о государственной регистрации права, выписок из ЕГРП, реестра собственников помещений, расположенных по адресу: ул. <АДРЕС>, 41 и площади, подлежащие расчетам для начисления коммунальных и жилищных услуг, пояснений по площадям, высчитанным управляющей компанией, протоколом <НОМЕР> общего собрания собственников помещений от <ДАТА3>) (т.1 л.д. 105-157, т.2 л.д. 141-157).

Кроме того как установлено из технических паспортов на здание (строение) (общежитие) многоквартирного дома,  реестра собственников помещений, расположенных по адресу: ул. <АДРЕС>, 41, протокола <НОМЕР> общего собрания собственников помещений от <ДАТА3>, пояснений по площадям, высчитанным управляющей компанией изначально при определении общей площади жилых помещений в многоквартирном доме не было учтено общее имущество в коммунальных квартирах, т.к. договоры приватизации и найма заключались лишь на комнаты. При этом иные помещения, используемые для обслуживания более одной комнаты в коммунальной квартире, при определении общей площади дома не учитывались и стали учитываться только после проведения общего собрания <ДАТА3> и составления реестра собственников помещений, расположенных по адресу: ул. <АДРЕС>, 41, что согласуется с п. 3.16 договора управления многоквартирным домом.

Само по себе изменение площади одной из квартир влечет изменение общей жилой площади всего дома.

Как установлено в судебном заседании при определении общей жилой площади дома использовались сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах жильцов, а не данные технического паспорта.

В имеющихся технических паспортах данные об общей жилой площади дома разняться, в одном случае площадь составляет 1127,1 кв.м, в другом 1139,8 кв.м. Также в паспортах указаны сведения о полезной площади жилых помещений -1696,8 кв.м и 1724 кв.м.

Исходя из того, что имеются разные сведения о площадях в доме судья приходит к выводу, что возможна корректировка указанных данных. При этом использование сведений о жилой площади помещений из правоустанавливающих документов, не противоречит законодательству.

Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от <ДАТА17> N 170 (далее Правила N 170), в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.

Пунктом 1.5.2 Правил N 170 установлено, что техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.

Согласно пункту 1.6 Правил N 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

   В соответствии с пунктом 2 Правил, осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА18> N 416 (далее Правила N 416) под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "а" пункта 4 вышеуказанных Правил N 416, прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА19> N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);

Согласно пункту 27 Правил N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

 Как установлено в рамках вышеуказанной деятельности управляющей компанией ООО «ЗЭРО», а также посредством платежного агента ОАО «ТРИЦ», в период с 2017 года по апрель 2019 года проводилась работа по  актуализации сведений о размере общей жилой площади многоквартирного дома, в связи имеющимися неточностями в размерах площадей у собственников, нанимателей жилых помещений, что послужило основанием для изменения указанной площади в данный период, а как следствие и изменения в размере платы за отопление.

 Данная деятельность проводилась в соответствии с законодательством, каких-либо нарушений прав истца судьей не установлено.

Факт отсутствия нарушений со стороны управляющей организацией при начислении платы за отопления подтверждается актами проверки Государственной жилищной инспекции Тюменской области от <ДАТА20> и от <ДАТА21>, исполнительного органа государственной власти Тюменской области, осуществляющего государственный жилищный надзор в Тюменской области, в том числе в части начисления платы за коммунальные услуги.

Согласно указанных актов нарушений обязательных требований Правилах N 354, Правил N 416 не выявлено. Изменение общей площади жилых помещений в многоквартирном доме по ул. <АДРЕС>, 41 г. Заводоуковска в период с 2016 года по 2018 год производилось на основании представленных документов от собственников помещений, по представленным договорам найма от балансодержателя муниципального имущества. С учетом корректировок общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме с мая 2019 года составляет 1728,4 кв.м (т.1 л.д. 194-197).

Доводы истца о том, что общая площадь многоквартирного дома не подлежит изменению и должна составлять 1746,1 кв.м не принимаются судьей, поскольку исходя из вышеуказанных нормативных актов следует, что общая жилая площадь многоквартирного дома может быть изменена, в том числе в результате установления допущенных ошибок, перепланировок.

При оспаривании в судебном порядке правомерности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, бремя доказывания оснований для начисления платежей по иным площадям, чем указано в квитанциях возлагается на истца (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких доказательств истцом не  представлено.

Общая площадь дома- 1746,1 кв.м имела место быть на апрель 2015 года. В тоже время указанная площадь в последующем, была скорректирована на основании представленных документов от собственников. В период с 2017 года по 2019 года также менялась в зависимости от установленных неточностей в первоначальных данных об общей площади. В настоящее время данная площадь определена в размере 1728,4 кв.м.  При этом каких-либо нарушений при определении ее в период с 2017 года по 2019 года не выявлено.

Ответы Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от <ДАТА22> и Заводоуковской межрайонной прокуратуры от <ДАТА23> о нарушениях при расчете платы за услуги теплоснабжения не могут являться доказательствами нарушения  начислении платы за отопления за период с 2017 года по декабрь 2019 года, поскольку выявленные нарушения относятся к 2010 году, к тому же из указанных ответом не следует, что нарушения допущены в расчете размера общей площади дома. При этом в судебном заседании установлено, что нарушений за период с 2017 года по декабрь 2019 года при начислении платы за услуги теплоснабжения не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Поскольку каких-либо нарушений со стороны ответчика прав истца как потребителя не установлено, у судьи не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафа и компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 30, 42, 157 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых дома, утвержденных Постановление Правительства РФ от <ДАТА5> года N 354, ст.ст. 56, 194- 198 ГПК РФ, мировой судья

РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований Батыревой Людмилы Михайловны к ООО «ЗЭРО» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда, штрафа-отказать.

Решение может быть обжаловано в Заводоуковский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через мирового судью.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2020 года. Мировой судья С.В.Яненко