Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-23/2024 ~ М-18/2024 от 09.01.2024

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года                                         с.Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Русаковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халбаевой Н.Е., с участием представителя истца – помощника прокурора Осинского района Балдыхановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-23/2024 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Степанову С.В. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков,

установил:

Прокурор Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с иском к Степанову С.В. о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений, образовавшихся в результате совершенного им преступления, указав, что прокуратурой Осинского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой установлены нарушения в части не проведения очистки места незаконной рубки. В <дата обезличена> году на территории Осинского района зарегистрировано 2 факта возгорания лесного массива, в <дата обезличена> году 6 фактов возгорания лесного массива. Одной из причин, благоприятствующих активному распространению природных пожаров, увеличению их площади, является скопление в лесах порубочных остатков после рубки лесных насаждений.

Приговором мирового судьи Судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области от <дата обезличена> Степанов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ, а именно, незаконной рубке лесных насаждений <дата обезличена> в <адрес обезличен>. Приговором суда ему назначено наказание в виде обязательных работ.

Согласно информации ГКУ Иркутской области «Осинское лесничество» от <дата обезличена> очистка участка лесного фонда <адрес обезличен> не произведена. Данное лесонарушение может привести к возникновению лесных пожаров, что, в свою очередь, способно нанести значительный урон дикой природе, тем самым разрушая экологическую систему.

Таким образом, проверкой установлено, что до настоящего времени не проведена очистка места незаконной рубки древесины, что создает угрозу для распространения заболеваний леса, повышает пожарную опасность и способствует дальнейшему ухудшению качества лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно информации ГКУ Иркутской области по «Осинское лесничество» очистка участка лесного фонда от порубочных остатков, где была совершена незаконная рубка лесных насаждений производится способами, регламентированными в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ, Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» - сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

С момента осуществления незаконной рубки осужденные не исполнили обязанности по устранению выявленного нарушения лесного законодательства, а именно, не произвел очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков.

Несоблюдение ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах нарушает законные интересы Российской Федерации, поскольку ухудшает природные и потребительские свойства земельного участка лесного фонда, на котором производилась лесозаготовка. Допущенные им нарушения создают угрозу окружающей среде, поскольку ухудшают состояние санитарной безопасности в лесу, и, как следствие, ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В связи с непроведением ответчиком очистки места незаконной рубки от порубочных остатков были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в результате бездействия ответчика повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства. Обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов неопределённого круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия ответчика.

Помимо этого, нарушаются интересы РФ, так как в соответствии со ст.8 ЛК РФ лесные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности. Невыполнение установленных законодательством требований создает угрозу повреждения и уничтожения федеральной собственности.

В связи с изложенным, истец просит обязать Степанова С.В.. в срок, не позднее <дата обезличена> произвести очистку места незаконной рубки лесных насаждений в <адрес обезличен>, от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного им преступления следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Осинского района Балдыханова К.А. иск поддержала полностью по доводам, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Степанов С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст.ст.233-237 ГПК РФ.

Представитель третьего лица – ГКУ Иркутской области «Осинское лесничество», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.

Ст.42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с п.п.2 ст.1 Лесного кодекса РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.ч.1, 7 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, Приговором мирового судьи Судебного участка № 133 Осинского района Иркутской области от <дата обезличена>, вступившим в законную силу <дата обезличена>, Степанов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ, а именно в том, что <дата обезличена> совершил незаконную рубку лесных насаждений в <адрес обезличен> - 12 деревьев породы лиственница общим объемом 3,312 куб.метров, и ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком в 200 часов.

Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что на месте незаконной рубки, совершенной Степановым С.В. имеются порубочные остатки, очистка которых не произведена до настоящего времени.

Из информационного письма начальника ГКУ Иркутской области «Осинское лесничество» следует, что после выявленного и пресеченного лесонарушения, совершенного ответчиком, очистка лесного фонда в <адрес обезличен> от порубочных остатков не производилась. Наличие порубочных остатков может привести к возникновению и распространению лесного пожара.

В соответствии п.п.«г», «з», «к» п.12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 ЛК РФ» запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

Очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1).

В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Согласно п.16 Правил пожарной безопасности в лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров..

В силу п.26 Правил пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Согласно с п.«в» п.20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 Гражданского кодекса, ст.78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п.1,2 ст.78 Закона об охране окружающей среды, ч.1 ст.196 ГПК РФ, ч.1 ст.168 АПК РФ).

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом достоверно установлено, что Степанов В.С. до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды не устранены. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Таким образом, неосуществление ответчиком мероприятий по очистке места незаконной рубки от порубочных остатков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.

Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что организовать очистку лесных участков от порубочных остатков обязан ответчик, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Степанову В.С. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением срока для устранения недостатков до <дата обезличена>.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст.333.39 ч.1 п.9 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 300 рублей (ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ) и подлежит взысканию в доход местного бюджета в размере 300 рублей с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Степанову С.В. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков - удовлетворить.

Возложить на Степанова С.В. (ИНН №....) обязанность по очистке места незаконной рубки лесных насаждений в <адрес обезличен> от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного им преступления, следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки, в срок до <дата обезличена>. Указанные способы очистки места рубки при необходимости могут применяться комбинированно.

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Взыскать со Степанова С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 300 (триста) рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Осинский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого заочного решения.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Осинского районного суда                          Е.В. Русакова

2-23/2024 ~ М-18/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Степанов Степан Владимирович
Другие
ГКУ Иркутской области "Осинское лесничество"
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Русакова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
osinsky--uso.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее