Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2023 года п. Шаховская
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Дзюбенко Н.В.,
при секретаре: Базановой Е.И.,
с участием:
истцов: Сорокиной Т.Н., Эльхажиевой Н.С.,
ответчика: Сорокиной В.Н.,
помощника прокурора Паненкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Т. Н., Эльхажиевой Н. С. к Сорокиной В. Н. о выселении из жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сорокина Т. Н., Эльхажиева Н. С. обратились в суд с иском к Сорокиной В. Н. о выселении из жилого помещения, указывая на то, что стороны по делу зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире по адресу: <адрес>. Как указывают истцы, ответчик Сорокина В.Н. не оплачивает на протяжении нескольких лет за жилое помещение, пользуется без разрешения вещами других лиц, проживающих в квартире, постоянно нарушает тишину, устраивает скандалы, нарушает технику пожарной безопасности. На замечания ответчик не реагирует, провоцирует скандалы. В связи с чем, истцы полагают, что ответчик является угрозой для жизни всех проживающих с ней граждан, просят суд выселить ответчика из квартиры в связи с невозможностью совместного проживания.
В судебном заседании истцы поддержали исковое заявление в полном объеме.
Ответчик Сорокина В.Н. в судебном заседании против иска возражала. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица МПКХ «Шаховская» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 69 (части 1 и 2) Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
На основании статьи 91 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Из разъяснений, изложенных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что в соответствии с частью 1 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены из жилого помещения по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.
К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, в указанных случаях относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире).
Согласно абзацу 6 названного пункта к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).
Таким образом, разрешая дела о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (бывших членов семьи) из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из того, что такое выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили (абзац 4 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14).
Соответственно, лица, не допускающие систематического нарушения прав и свобод бывших членов семьи, проживающих в одном жилом помещении, не могут быть выселены по основанию, предусмотренному статьей 91 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации. Иное бы означало нарушение не только жилищных, но и конституционных прав гражданина, поскольку привело бы к лишению прав на жилище по основанию, не предусмотренному законом.
При рассмотрении дела судом установлено, что стороны по делу зарегистрированы и проживают в муниципальной квартире по адресу: <адрес>.
Между сторонами сложились крайне неприязненные и конфликтные отношения.
Однако, судом установлено, что каких-либо предписаний, предупреждений со стороны наймодателя в адрес Сорокиной В.Н. не поступало.
Истцами факт наличия юридически значимых обстоятельств, являющихся основанием для выселения ответчика из квартиры в порядке статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, не доказан, а материалы дела таких доказательств не содержат.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в материалы дела представлены доказательства наличия конфликтных отношений между сторонами, между тем доказательства систематического нарушения прав и законных интересов истцов, использования ответчиком жилого помещения не по назначению, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчика и отказе в иске.
При этом судом учитывается, что выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (на основании ст. 91 ЖК РФ), является крайней мерой ответственности, применяемой только в том случае, если иные меры воздействия (в том числе ранее вынесенное предупреждение) оказались безрезультатными, что в данном случае судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Сорокиной Т. Н., Эльхажиевой Н. С. в удовлетворении исковых требований к Сорокиной В. Н. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения, через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий:
Решение в окончательной редакции изготовлено 28.04.2023 года.
Председательствующий: