Дело № 5-142/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новоалтайск 07 февраля 2018 года
Мировой судья судебного участка №2 Первомайского района Алтайского края Тарасенко О.Г. (ул. Космонавтов, 2, г. Новоалтайск Алтайского края),
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Чеботарева Алексея Сергеевича, <ДАТА2> рождения, за допущенное административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> в судебный участок №2 Первомайского района Алтайского края поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Чеботарева Алексея Сергеевича, привлекаемого к административной ответственности по ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В соответствие со ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу ст. 49 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ обязанность по представлению доказательств, что в действиях лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении лица к административной ответственности.
В силу п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ст. 25.4 КоАП РФ).
Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" законным представителем такого общества является Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие).
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос N 18).
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что таковой составлен с участием представителя ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск» <ФИО1>, в то время как согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц право действовать без доверенности от имени юридического лица имеет <ФИО2>
При этом каких-либо документов, подтверждающих извещение законного представителя ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск» - <ФИО3> о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Факт выдачи Генеральным директором ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск» доверенности <ФИО1> на право представления интересов общества по делам об административных правонарушениях сам по себе не свидетельствует об осведомленности законного представителя данного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по указанному делу.
Кроме того, доказательства, подтверждающие направление законному представителю ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск» копии протокола об административном правонарушении, в деле также отсутствуют.
Вышеуказанные нарушения являются не единственными.
Так, из протокола об административном правонарушении усматривается, что в него внесены изменения путем дописки «представитель ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск». При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, а также законный представитель ООО «Газпроммежрегионгаз Новосибирск», извещались о внесении изменений в указанный процессуальный документ и ознакомлены с ними.
Кроме того, в силу ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Правила №549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3). Следовательно, Правила №549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению. Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил№354, закрепляющего положение, согласно которому Правила№354 не применяются к отношениям, возникающим при поставе газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами №549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила №354. Поскольку Правилами №549 не урегулирован вопрос о порядке расчета объемов потребления газа в связи с несанкционированным подключением, о порядке установления факта несанкционированного подключения, в указанной части к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применения Правила №354. Согласно п. 62 Правил №354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированногоподключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
В силу п. 85(1) Правил №354 указанные в пунктах 62, 81 (11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (п. 85(2) Правил №354).
<ДАТА7> контролером ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» был составлен акт о несанкционированном отборе природного газа по адресу: <АДРЕС>
Акт подписан контролером <ФИО4>
Данных о том, что один экземпляр акта от был передан потребителю либо его представителю, как того требуют положения п. 85(2) Правил №354, материалы дела не содержат.
Кроме того, акт от <ДАТА8> не содержит всех необходимых сведений (п. 85 (1) Правил №354), таким образом, указанный акт составлен с нарушением закона.
Допущенные по данному делу нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении в отношении Чеботарева Алексея Сергеевича вместе с материалами подлежит возврату должностному лицу, составившему протокол.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Руководствуясь ст. ст. 28.2, 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и другие материалы дела в отношении Чеботарева Алексея Сергеевича возвратить в ОМВД России по Первомайскому району для дооформления.
Определение может быть обжаловано в Новоалтайский городской суд лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения, с подачей жалобы в Новоалтайский городской суд либо через мирового судью.
Мировой судья (подписано) О.Г. Тарасенко
<ОБЕЗЛИЧЕНО>