32RS0015-01-2024-001029-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,
при секретаре Авраменко Т.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Клинцы Голофаст М.Г.,
рассмотрев 06 июня 2024 года в г. Клинцы Брянской области в открытом судебном заседании гражданское дело №2-758/2024 по исковому заявлению прокурора г. Клинцы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации об обязании принять меры по регистрации права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Клинцовской городской администрации, указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования городской округ «<адрес>» находится жилой дом по адресу: <адрес>В. Решением Клинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием признано право муниципальной собственности на указанный жилой дом. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право муниципальной собственности на дом не зарегистрировано, собственником жилого дома, согласно выписке из ЕГРН, значится Богданов С. А., который безвозмездно передал указанное недвижимое имущество в орган местного самоуправления, в связи с получением компенсации материального ущерба за утрату имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Прокурор просил прекратить право собственности Богданова С.А. на недвижимое имущество – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В, обязать Клинцовскую городскую администрацию принять меры по регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером 32:30:0021111:180, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен Богданов С.А., Управление Росреестра по <адрес> привлечено третьим лицом.
Определением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных требований прокурора к ответчику Богданову С.А. о прекращении права собственности Богданова С. А. на недвижимое имущество – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером 32:30:0021111:180, прекращено, в связи с отказом заместителя прокурора <адрес> от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Голофаст М.Г. уточнила заявленные требования, просила обязать Клинцовскую городскую администрацию принять меры по регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Клинцовской городской администрации, представители третьих лиц - Комитета по управлению имуществом <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, заявлений и ходатайств не направили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть иск в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Клинцовская городская администрация в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Устава городского округа «<адрес>» утвержденного решением Клинцовского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ - является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Частью 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 1).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5 ст. 1).
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Из положений ч. 1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений, изложенных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
В силу ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п.3), обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
Согласно материалам дела, на территории городского округа «<адрес>» по адресу: <адрес>В, находится жилой дом с кадастровым номером 32:30:0021111:180.
Согласно данным ЕГРН, указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Богданову С.А. (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, в соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, данный объект недвижимости поставлен Клинцовской городской администрацией на учет в качестве бесхозяйного ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отказом Богданова С.А. от собственности на жилой дом, что подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием городской округ «<адрес>» признано право муниципальной собственности на жилой дом по адресу: <адрес>В. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Заместителем прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление № на имя главе Клинцовской администрации, в котором указано на допущенные нарушения законодательства, в виде отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости, которые признаны муниципальной собственностью решениями Клинцовского городского суда в период с 2014 года по 2016 год.
Из ответа Клинцовской городской администрации следует, что городской администрацией рассмотрено представление прокурора <адрес>, указанные прокурором нарушения законодательства приняты к сведению и будут учтены в дальнейшей работе.
Однако, до настоящего времени право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости не зарегистрировано.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на объект недвижимости - жилой дом по адресу: <адрес>В право муниципальной собственности муниципального образования городской округ <адрес> не зарегистрировано.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на жилой дом препятствует Клинцовской городской администрации надлежащим образом распоряжаться указанной недвижимостью, в том числе, распределять её среди нуждающихся в жилых помещениях граждан, состоящих на жилищном учете, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд считает, что заявленные требования прокурора об обязании ответчика принять меры по регистрации права собственности на жилой дом по адресу <адрес>В подлежат удовлетворению.
При этом с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений законодательства РФ, объема временных и организационных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковое заявление прокурора <адрес> к Клинцовской городской администрации об обязании принять меры по регистрации права собственности на недвижимое имущество - удовлетворить.
Обязать Клинцовскую городскую администрацию в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером 32:30:0021111:180.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Судья Е.В. Бондаренко
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года