Дело № 2-131/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2015 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Егоровой Н.В.,
при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» со дня его принятия,
установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» со дня его принятия. В обоснование заявления прокурор указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 39, ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, пунктов 31, 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. В нарушение указанных норм жилищного законодательства решением Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» установлены недифференцированные ставки платы за содержание жилого помещения для всех собственников помещений муниципального образования независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому, что привело к нарушению прав собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Егорова Н.В. заявление прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» со дня его принятия поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – глава администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Анисимов В.А. просил производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» со дня его принятия прекратить в виду признания указанного решения утратившим силу на основании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заинтересованное лицо - глава Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, исполняющий полномочия председателя Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 2 статьи 252 ГПК РФ в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление об оспаривании нормативного правового акта в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в разделе III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» регламентируют порядок установления органами публичной власти такой платы.
Из пункта 31 указанных Правил следует, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с п. 36 указанных Правил в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ст. 8 Устава Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики к вопросам местного значения Ибресинского городского поселения относятся организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 указанного Устава предусмотрено, что по вопросам местного значения население Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики непосредственно и (или) органы местного самоуправления Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и должностные лица местного самоуправления Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики принимают муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов входят: Устав Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики; решения, принятые на местном референдуме; решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики; постановления и распоряжения главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики по вопросам организации деятельности Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, а также постановления и распоряжения главы Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами; постановления и распоряжения администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики.
Муниципальные правовые акты Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в печатном средстве массовой информации – муниципальной газете «Ибресинский вестник».
Иные муниципальные правовые акты должностных лиц местного самоуправления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено действующим законодательством, настоящим Уставом или самим актом.
Таким образом, решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» в силу прямого указания закона является нормативным муниципальным правовым актом, и заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам о признании не действующими нормативных правовых актов полностью или в части.
Из материалов дела следует, что решением Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» признано утратившим силу в связи с установлением размера платы за содержание жилых помещений с применением дифференцированных ставок с ДД.ММ.ГГГГ согласно Приложению.
Решение Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента официального опубликования в муниципальной газете <данные изъяты>.
В силу абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Абзацем шестым пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии заявления, будут установлены после принятия заявления, судья на основании абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу.
Таким образом, поскольку оспаривается недействующий нормативно-правовой акт, который не может являться основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, не порождающий правовых последствий и непосредственно сам по себе не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом интересов заявителя и других лиц, производство по делу подлежит прекращению. Правовые акты, действия которых прекращено, не могут выступать предметом непосредственного судебного обжалования. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанный недействующий нормативный правовой акт нарушает права и свободы неопределенного круга лиц либо создает препятствия к их осуществлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 220, 221 ГПК РФ,
определил:
Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах платы за содержание жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ» со дня его принятия прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба, представление в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья О.В. Николаев