Решение по делу № 2-200/2018 от 15.03.2018

Дело №2 -200/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

            с. Зональное Алтайского края 15 марта 2018 года

Мировой судья судебного участка  <АДРЕС> района <АДРЕС> края Лапшин Р.В., при секретаре Ващилиной Е.Г.,

с участием помощника прокурора <АДРЕС> района        Лаптева К.О., представителя ответчика Дуплинского А.В.(на основании положения),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <АДРЕС> района в интересах Дериземля Ирины Николаевны к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <АДРЕС> края в интересах Дериземля И.Н. обратился к мировому судье судебного участка <АДРЕС> района с иском к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> у району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию в размере 16264,06 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что Дериземля И.Н. относится к категории педагогических работников. Согласно справке по начислениям за потребленную электроэнергию, представленной АО «<АДРЕС> Дериземля И.Н. за период с февраля 2015 г. по март 2017 г. было фактически оплачено 21727,70 руб. При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п.16 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА2> N 126 за аналогичный период, составила 5463,64 руб.

По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предостав­лением мер социальной поддержки педагогическим работникам образователь­ных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления ком­пенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педа­гогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образова­тельных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 N 99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не со­держат так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.

В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за указанный пе­риод составила: 16264,06 руб. = 21727,70 руб. (оплачено) - 5463,64 руб. (компенсировано). Указанную сумму недополученной компенсации на освещение жилого помещения прокурора просит взыскать с ответчика в пользу Дериземля И.Н.

Материальный истец Дериземля И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, каких-либо возражений не представила.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты <АДРЕС> края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений не представил.

На основании ст. 167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Помощник прокурора <АДРЕС> района Лаптев К.О. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.    

Представитель ответчика Дуплинский А.В. иск не признал и пояснил, что педагогом электроэнергия используется не только для освещения жилого помещения, но и для других нужд, при этом педагогом используется только один прибор учета потребляемой электроэнергии. В связи с этим из объема потребленной электроэнергии по одному прибору учета невозможно установить объем электроэнергии затраченной педагогом на освещение жилого помещения, а поэтому в данном случае должен применяться расчетный способ начисления соответствующей компенсацией, что и было сделано поставщиком услуг по электроснабжению. Кроме того, по аналогичному спору <АДРЕС> районным судом было отменено решение мирового судьи. С учетом изложенного полагает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. Также поддержал свои письменные возражения.

В представленных письменных возражениях представитель ответчика Дуплинский А.В. указывает, что возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. В доме истца имеется прибор учета и учет электроэнергии ведется по прибору учета. Соответственно поставщик услуг верно руководствовался п. 26 постановления Администрации <АДРЕС> края от 29 февраля 2012 года № 99 «Об утверждении правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках(поселках городского типа) <АДРЕС> края» и производил расчет компенсации расчетным путем, так как не возможно вычленить из всего объема потребленной электроэнергии за период с <ДАТА4> по <ДАТА5>, то количество электроэнергии, которое было затрачено на освещение жилого помещения, однако, прокурор сделал выводы о тождестве понятия термина «освещение» и «электроснабжение», что не основано на законе.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (пункт 1.2.5), под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Согласно СНиП 23-05-95 под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Электроэнергия может использоваться населением для бытовых нужд, освещения, на мелкие бытовые нагрузки, для кондиционирования воздуха и т.д.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от <ДАТА7> <НОМЕР> указал, что понятие «освещение» квартиры либо иного жилья не тождественно понятию «электроснабжение». Все нормативные акты, предусматривающие социальную поддержку педагогических работников, оговаривают их право на бесплатный доступ к «освещению», а не «электроснабжению».

Таким образом, согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации, бесплатное электроснабжение сельским педагогам ни нормативными правовыми актами Советского Союза, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации не предполагается и не гарантируется. Все нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, предусматривают право сельских педагогов на меры социальной поддержки в отношении освещения, а не в отношении потребленной электроэнергии на все цели.

Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР>-Г08-5, апелляционное определение Омского областного суда от <ДАТА9> по делу <НОМЕР>, решение Красноярского краевого суда от <ДАТА10> по делу <НОМЕР>). Верховный Суд Российской Федерации указывает на правильность вывода о том, что федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не электроэнергию.

Помимо изложенного Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять порядок и размер предоставления мер социальной поддержки педагогических работников (Определение Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА11> <НОМЕР>, Определение Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР>).

Из всего выше сказанного следует, что вывод прокурора <АДРЕС> района основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, предусматривающего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

Согласно положениям Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предостав­лением мер социальной поддержки педагогическим работникам образователь­ных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «Правил предоставления ком­пенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педа­гогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образова­тельных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 N 99 - компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения.

Таким образом, если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, объем электроэнергии, потребляемой для освещения, определяется расчетным путем.

Исковое заявление прокурора <АДРЕС> района, не основанное на нормах права, влечет нарушение публичных интересов <АДРЕС> края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета, а поэтому просит в иске отказать.  

 Выслушав помощника прокурора и представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что иск не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Дериземля И.Н. поставлена на учет в УСЗН по <АДРЕС> району как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном в сельском населенном пункте по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, 20.

В соответствии п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов РФ.

При этом, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от <ДАТА13> <НОМЕР> нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Часть 3 ст. 2 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социаль­ной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муни­ципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (посел­ках городского типа)» предусматривает, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА14> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края" (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений) компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.

Вместе с тем, по мнению истца, размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, в нарушение приведенных положений закона, возмещается им не в полном объеме, а именно определяется расчетным путем в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, поскольку отсутствует индивидуальный прибор учета электрической энергии, потребляемой только на освещение жилого помещения Показания прибора учета электрической энергии органами социальной защиты не учитываются.

При этом истец полагает, что понятие «освещение» и «электроснабжение» являются тождественными.

В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от <ДАТА15> «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» и абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от <ДАТА16> N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшими до <ДАТА17>) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.

При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с <ДАТА17> Федеральном законе от <ДАТА13> N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,  часть.. 8 ст. 47 закона.

Во исполнение указанного Федерального закона, принят Закон <АДРЕС> края от <ДАТА3> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом <АДРЕС> края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 2 названного Закона в ранее действующей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.

Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти <АДРЕС> края.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией <АДРЕС> края.

Постановлением администрации <АДРЕС> края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края.

Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края.

В соответствии с пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.

Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.

На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).

Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.

При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан, выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Соответственно, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем, при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем, в порядке установленном законодательством Российской федерации. 

Таким образом, выводы прокурора основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <АДРЕС> района не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, мировой судья,

Р Е  Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора <АДРЕС> района в интересах Дериземля Ирины Николаевны к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия мировым судьей в окончательной форме в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка  <АДРЕС> района <АДРЕС> края.

Мотивированное решение изготовлено <ДАТА18>

Мировой судья                                                                                Р.В. Лапшин

2-200/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Отказано
Истцы
прокуратура Зонального района
Дериземля И. Н.
Ответчики
Управление социальной защиты населения в Зональном районе
Другие
Министерство труда и социальной защиты
Суд
Судебный участок Зонального района Алтайского края
Судья
Лапшин Роман Викторович
Дело на странице суда
zonrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
20.02.2018Подготовка к судебному разбирательству
20.02.2018Подготовка дела (Собеседование)
15.03.2018Судебное заседание
15.03.2018Решение по существу
16.03.2018Окончание производства
Сдача в архив
15.03.2018
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее