Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2013/2023 ~ М-1114/2023 от 11.04.2023

Дело № 2-2013/2023

УИД: 21RS0023-01-2023-001649-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2023 года                                г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истицы Егориной З.В., представителя ответчика – Крупяковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егориной Зои Васильевны к администрации города Чебоксары о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным и о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Егорина З.В. обратилась в суд с иском о признании отказа администрации г. Чебоксары от дата в предоставлении жилого помещения незаконным о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам во внеочередном порядке, указав в нем, что она зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: адрес, принадлежащем ей на праве собственности. По утверждениям прокурора, данное жилое помещение является непригодным для проживания, поскольку расположено на цокольном этаже, факт непригодности данного жилого помещения для проживания подтвержден заключением межведомственной комиссии от дата. Однако до настоящего времени ее право на получение жилого помещения, несмотря на неоднократные обращения в администрацию города Чебоксары, не реализовано. Совокупность указанных обстоятельств, полагает истица, служит основанием для обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма вне очереди.

В судебном заседании истица поддержала данный иск, пояснив суду, что имеет право на внеочередное обеспечение жильем, поскольку квартира является непригодной для проживания. В признании малоимущей ей было отказано в дата году, указанное решение она не обжаловала и больше с заявлением о постановке на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма не обращалась.

Представитель ответчика просил в удовлетворении данного иска отказать по мотивам отсутствия у истицы права на внеочередное обеспечение жильем.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения спора извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), согласно которой защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.

В данном споре истцом заявлено о наличии права на внеочередное обеспечение жильем на условиях договора социального найма.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральный законодатель связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Таким образом, конституционное право на жилище, вопреки утверждениям истца, не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по бесплатному предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

По общему правилу, закрепленному в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.1).

При этом возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, предусмотрена в ряде случаев.

Так, по правилам ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Статьей 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон ЧР «О регулировании жилищных отношений») также предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики (п.1 ч.1 ст. 11) и гражданам, родившимся на территории Чувашской Республики, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, признанные нуждающимися в жилых помещениях (п. 6 ч.1 ст. 11).

В соответствии с разделом 4 Постановления администрации г. Чебоксары от 14.12.2005 № 288 «Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары», жилые помещения предоставляются нуждающимся гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вне очереди жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых в результате чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются гражданам, единственное жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционный принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций. Диспозитивность в гражданском судопроизводстве обусловлена материально-правовой природой субъективных прав, подлежащих судебной защите. Присущий гражданскому судопроизводству принцип диспозитивности означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, которые имеют возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления от 14 февраля 2002 года N 4-П и от 28 ноября 1996 года N 19-П; Определение от 13 июня 2002 года N 166-О).

Таким образом, наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

При разрешении данного спора доказательств, подтверждающих наличие у истицы права на внеочередное обеспечение жилым помещением за счет муниципального жилищного фонда, не представлено и судом наличие указанных обстоятельств не установлено.

Так, из материалов дела следует, что с дата истица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес. Данное жилое помещение расположено на цокольном этаже и заключением межведомственной комиссии от дата признано непригодным для проживания.

При этом, как следует из материалов дела, истица в установленном законом порядке малоимущей не признана, на учете нуждающихся в жилом помещении в целях получения жилого помещения по договору социального найма не состоит и законность отказа в постановке на такой учет не оспаривает.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» (далее Закон ЧР «О регулировании жилищных отношений») к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») и статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как следует из содержания ч. 4 данной правовой нормы полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, предусмотренных, в частности пунктом 4 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=A79E307FDA20D7D181F55613507984AC8AF6FD9503D825666130CF290A99C109AD42D27F6A2B3B5F39EB6913CD2459F59775F417D07B054C82603005lEnBI", части 1 данной статьи, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.

Форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями категориям граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплены в ч. 1 ст. 11.1 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» и предусматривают, что мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики.

Кроме того, жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений указанным гражданам предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч.2).

Из положений ст. 17 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений» следует, что органы местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1, 3 и 6 части 1 статьи 11 настоящего Закона, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1, 3 части 1 статьи 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».

Таким образом, решение вопросов по обеспечению жильем категорий лиц, указанных в пункте HYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=RLAW098;n=35846;fld=134;dst=100246" 4 части 1 ст. 11 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений», в том числе и инвалидов, не является полномочием органов муниципальной власти.

Данные полномочия, как уже было указано судом, являются полномочиями Российской Федерации, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, как уже указывал суд, жилые помещения указанной категории граждан предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением, инвалидов, имеющих право на обеспечение жилым помещением на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, к числу которых истица не отнесена.

В связи с чем, доводы истицы об отнесении ее к числу ветеранов в спорной правовой ситуации правового значения не имеют.

Принимая во внимание, что истица не признана малоимущей и не была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и не включена в список лиц на внеочередное обеспечение жилым помещением, само по себе признание принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения не отвечающим требованиям пригодности для проживания, не влечет возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить ей жилое помещение минуя установленный законом порядок.

Других оснований суду не заявлено, и суд рассматривает данное гражданское дело в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Егориной Зои Васильевны (дата года рождения, ИНН: -----) о признании отказа администрации г. Чебоксары от дата в предоставлении жилого помещения незаконным и о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам во внеочередном порядке отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 01 сентября 2023 года.

2-2013/2023 ~ М-1114/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорина Зоя Васильевна
Ответчики
администрация г. Чебоксары
Другие
Межведомственная комиссия администрации г. Чебоксары
Администрация Калининского района г. Чебоксары
МБУ "Управление жилищным фондом г. Чебоксары"
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Ермолаева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее