Дело № 5-412/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Кулом 09 апреля 2019 года
Мировой судья Усть-Куломского судебного участка Республики Коми Жиганова О.А.,
с участием помощника прокурора Усть-Куломского района Лобановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица - Рассыхаевой Маргариты Дмитриевны, <ДАТА2> рождения, место рождения - <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей в <АДРЕС>, состоящей в должности начальника Государственной жилищной инспекции по Усть-Куломскому району,
УСТАНОВИЛ:
Рассыхаева М.Д., занимая должность начальника Государственной жилищной инспекции по Усть-Куломскому району, расположенной по адресу: <АДРЕС>, нарушила установленный законодательством Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами организаций, осуществляющих публично значимые функции, а именно: обращение <ФИО1>, перенаправленное прокуратурой района в ГЖИ по Усть-Куломскому району, зарегистрировано в инспекции 29.01.2019 года, однако, в нарушение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации начальником инспекции Рассыхаевой М.Д. обращение <ФИО1> в установленные сроки не рассмотрено, проверочные мероприятия не проведены, решение о продлении срока по рассмотрению обращения не принималось, о результатах рассмотрения обращения заявитель не уведомлен.
Помощник прокурора Усть-Куломского района Лобанова Л.А. настаивала на привлечении Рассыхаевой М.Д. к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
В судебном заседании Рассыхаева М.Д. не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, вину в совершении правонарушения признала в полном объеме.
Потерпевший <ФИО1> в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон).
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 1 указанного Закона - установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12 Закона).
В силу требований п. 1, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исследовав материалы дела установлено, что 25.01.2019 г. в прокуратуре Усть-Куломского района было зарегистрировано обращение <ФИО1> В своем обращении <ФИО1> сообщает, что в <АДРЕС>, отключили электроэнергию без предупреждения. Никаких документов, актов по поводу отключения электроэнергии электриками представлено не было, долгов за электроэнергию у собственника указанного жилья не имеется.
Данное обращение 28.01.2019 г. прокуратурой Усть-Куломского района было перенаправлено для рассмотрения по существу в Государственную жилищную инспекцию по Усть-Куломскому району, о чем одновременно был уведомлен заявитель.
22.03.2019 г. в прокуратуре Усть-Куломского района было зарегистрировано обращение <ФИО1>, в котором указано, что его первое обращение не было разрешено по существу.
Проведенной в ГЖИ по Усть-Куломскому району проверкой установлено, что обращение <ФИО1>, перенаправленное прокуратурой района в ГЖИ по Усть-Куломскому району, зарегистрировано в инспекции 29.01.2019 года, однако, в нарушение требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации начальником инспекции Рассыхаевой М.Д. обращение <ФИО1> в установленные сроки не было рассмотрено, проверочные мероприятия не были проведены, решение о продлении срока по рассмотрению обращения не принималось, о результатах рассмотрения обращения заявитель не был уведомлен.
Рассыхаева М.Д. является должностным лицом государственного органа, уполномоченным на рассмотрение обращений граждан. Приказом Службы РК строительного, жилищного и технического надзора от 09.01.2017 № 01-06-03/02 Рассыхаева М.Д. назначена на должность начальника ГЖИ по Усть-Куломскому району.
В соответствии с должностным регламентом начальника ГЖИ по Усть-Куломскому району, утвержденным руководителем Службы 09.01.2017 г., начальник инспекции осуществляет рассмотрение обращений граждан, подписывает ответы (п. 23 раздела 3).
Таким образом, начальником ГЖИ по Усть-Куломскому району Рассыхаевой М.Д. в течение 30 дней с момента регистрации обращения <ФИО1> не было организовано рассмотрение указанного обращения, автору обращения в указанный срок не был направлен письменный ответ.
Тем самым в период с 29.01.2019 г. по 27.02.2019 г. в форме бездействия начальник ГЖИ по Усть-Куломскому району Рассыхаева М.Д. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ - нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
При рассмотрении обращения допущен формальный подход к его разрешению.
В результате неполноты проверки ответ по существу всех поставленных в обращений вопросов заявителю не дан.
Указанное обстоятельство нарушило право гражданина па рассмотрение его обращения в установленном законом порядке.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, влечет наложению административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с и. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления, аналогичные положения содержатся в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, определяющие понятие должностного лица.
Таким образом, требования <ФИО1> в письменном обращении в Государственную жилищную инспекцию по Усть-Куломскому району от 2.01.2019 г. подлежали рассмотрению в соответствии требованиями Федерального закона «О защите прав потребителей» (как указано в ч. 2 ст. 1 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», учитывая особенности и характер отношений, возникающих между гражданами (объединениями граждан) и возможными адресатами их обращений - организациями, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, обязанность рассматривать такие обращения не противоречит их природе.
Таким образом, Государственной жилищной инспекцией по Усть-Куломскому району допущено нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, а также нарушено право <ФИО1> на получение ответа по существу поставленного в обращении вопроса.
Вина Рассыхаевой М.Д. подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, заявлением <ФИО1>, должностным регламентом начальника ГЖИ по Усть-Куломскому району, приказом о приеме на работу Рассыхаеву М.Д., копией журнала регистрации обращений граждан и другими материалами дела.
Выслушав мнение помощника прокурора, полагающей, что вина Рассыхаевой М.Д. в совершении правонарушения доказана полностью совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, и просившей привлечь Рассыхаеву М.Д. к административной ответственности по ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив представленные суду материалы, суд находит вину Рассыхаевой М.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностным лицом иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, установленной и доказанной.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
К смягчающим административную ответственность обстоятельствам суд относит совершение правонарушения впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришёл к выводу о назначении Рассыхаевой М.Д. наказания в виде административного штрафа.
Руководствуясь статьями 29.9 ч.1 п. 1, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - начальника Государственной жилищной инспекции по Усть-Куломскому району Рассыхаеву Маргариту Дмитриевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере
Постановление может быть обжаловано в Усть-Куломский районный суд Республики Комив течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Разъяснить Рассыхаевой М.Д., что в случае неуплаты штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья О.А. Жиганова
Реквизиты для оплаты штрафа:
ИНН: 1101481623, КПП: 110101001,
Получатель: УФК по Республике Коми (Прокуратура Республики Коми, л/сч 04071149290),
Расчетный счет: 40101810000000010004,
БИК: 048702001,
Наименование банка: Отделение - НБ Республика Коми,
КБК: 415 116 900 10 01 6000 140,
Код ОКТМО 87 648 000