Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2954/2024 ~ М-2517/2024 от 23.05.2024

Дело № 2-2954/2024

64RS0045-01-2024-004741-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2024 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Гавриловой А.П.,

с участием представителя истца Найденовой Е.В.,

представителя ответчика Беликова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Урусовой Марии Сергеевны к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить протезными изделиями, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

истец прокурор Октябрьского района г. Саратова, действующий в защиту прав и законных интересов Урусовой М.С., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, выразившиеся в не своевременном обеспечении по заключению государственного контракта в соответствии с Федеральным законом
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью дальнейшего обеспечения ФИО1 протезно - ортопедическим изделием - «слуховым аппаратом цифровым заушным средней мощности», обязать министерство труда и социальной защиты <адрес> обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. протезно - ортопедическим изделием - «слуховым аппаратом цифровым заушным средней мощности», взыскать с министерства труда и социальной защиты <адрес> в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проведена проверка о нарушениях законодательства при предоставлении бесплатной протезно-ортопедической помощи. В качестве одного из мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие здравоохранения» предусмотрено обеспечение граждан, не имеющих инвалидности, медицинскими изделиями: ортопедической обувью, слуховыми аппаратами, протезами молочной железы (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П). В развитие вышеуказанных положений постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П (далее - постановление Правительства -П) установлен механизм обеспечения министерством труда и социальной защиты области (далее - министерство) граждан протезами молочной железы-(далее протезы), ортопедической обувью и слуховыми аппаратами за счет средств областного бюджета. В рамках проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 обратилась в министерство труда и социальной защиты <адрес> (далее - министерство) для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями слуховым аппаратом цифровым заушным средней мощности. Согласно представленной заместителем министра труда и социальной защиты информации от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО1 состоит на учете в министерстве по обеспечению необходимым ей по состоянию здоровья слуховым аппаратом цифровым заушным средней мощности. Также установлено, что планово - финансовым управлением министерства ДД.ММ.ГГГГ до всех заинтересованных лиц министерства доведены лимиты бюджетных обязательств для осуществления планирования и проведения социально - значимых мероприятий. Осуществление закупок реализуется через ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок» (далее - агентство). Агентством ДД.ММ.ГГГГ размещены извещения об осуществлении закупок. ДД.ММ.ГГГГ министерством заключен государственный контракт -К на обеспечение граждан слуховыми аппаратами, в том числе и ФИО1 Кроме того, в рамках государственного контракта ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано направление от ДД.ММ.ГГГГ на получение слухового аппарата. Однако в нарушение вышеуказанных норм законодательства ФИО1 до настоящего времени медицинским изделием, а именно слуховым аппаратом не обеспечена. Учитывая наличие у ФИО1 заключения медицинской организации -Y.18 от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающего наличие показаний для обеспечения слуховым аппаратом, предоставление данной меры социальной поддержки за счет средств регионального бюджета направлено на поддержание определенного жизненного уровня заявителя, необходимого для стабилизации состояния здоровья и компенсации ограничений жизнедеятельности. Несоблюдение министерством нормативных предписаний при реализации гражданами права на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями, неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами, то есть влечет право на компенсацию морального вреда. Необеспечение министерством ФИО1 протезно - ортопедическим изделием - слуховым аппаратом причинило последней нравственные страдания, поскольку заявитель в силу заболевания на протяжении длительного времени не может пользоваться правом на получение реабилитационных мероприятий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на ее здоровье и эмоциональном состоянии. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с названным иском в суд.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не известны, возражений относительно исковых требований не представили.

С учетом мнения представителей сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с принципом процессуального равноправия стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38 ГПК РФ). Закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов в суде. Стороны независимо от того, являются ли они гражданами или организациями, наделяются равными процессуальными правами. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в гражданском процессе исключаются.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо для лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
№ 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Судом установлено, что Урусова М.С. состоит на учете в Министерстве по обеспечению ее по состоянию здоровья слуховыми аппаратами.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ, постановлением Правительства Саратовской области от 20.09.2010 № 435-П утверждены Перечень категорий граждан, не имеющих инвалидности, имеющих право на льготное обеспечение протезами молочной железы, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами (далее по тексту - Перечень) и Положение о порядке льготного обеспечения граждан протезами молочной железы, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами (далее по тексту - Положение).

В соответствии с настоящим Положением министерство труда и социальной защиты Саратовской области обеспечивает протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами с настройкой граждан, проживающих в Саратовской области, указанных в приложении к настоящему постановлению.

Согласно пунктам 4-7 Положения право на льготное обеспечение Министерством слуховыми аппаратами имеют: ветераны труда и лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, не имеющие инвалидности, но нуждающиеся по медицинским показаниям в обеспечении слуховыми аппаратами.

Для обеспечения граждан слуховым аппаратом необходимы заявление о предоставлении слухового аппарата и утвержденные вышеуказанным Положением документы и (или) сведения, которые подаются гражданином либо лицом, представляющим его интересы, путем личного обращения в министерство или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо путем направления через организацию почтовой связи, либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений по форме согласно приложению к настоящему Положению. Журнал регистрации заявлений ведется отдельно по протезам, ортопедической обуви, слуховым аппаратам соответственно.

Министерство в течение 7 рабочих дней со дня обращения с заявлением и получения документов, обязательных к представлению заявителем, рассматривает их, формирует личное дело гражданина. В течение 3 рабочих дней после формирования личного дела гражданина министерство принимает решение о постановке на учет по обеспечению протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами или об отказе в постановке на учет по обеспечению протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами.

Решение о постановке на учет или об отказе в постановке на учет направляется гражданину в течение 3 рабочих дней со дня его принятия на бумажном носителе через организацию почтовой связи либо в форме электронного документа на адрес электронной почты (при наличии), в личном кабинете ЕПГУ направляется уведомление о принятом решении (при подаче заявления через ЕПГУ).

Министерство ведет в электронной форме реестр граждан, состоящих на учете для обеспечения протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами (далее по тексту - Реестр).

Обеспечение граждан протезами, ортопедической обувью, слуховыми аппаратами осуществляется в порядке очередности со дня постановки гражданина на учет.

Для обеспечения граждан, включенных в Реестр, министерство в течение 90 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств обеспечивает заключение государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Срок обеспечения протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами составляет не более трех лет.

В соответствии с заключенными государственными контрактами министерство направляет организациям реестр граждан для обеспечения протезами, ортопедической обувью или слуховыми аппаратами.

В течение 10 рабочих дней со дня направления в организацию реестра граждан министерство высылает (выдает) гражданину направление в организацию на обеспечение протезами, ортопедической обувью или слуховыми аппаратами по форме согласно приложению к вышеуказанному Положению.

Урусова М.С. состоит на учете в Министерстве по обеспечению слуховыми аппаратами - слуховыми аппаратами цифровыми заушными средней мощности
(2 шт.) с 25.01.2024.

Уведомление о постановке на учет по обеспечению протезами направлено заявителю 30.01.2024.

07.05.2024 Урусовой М.С. выдано направление на обеспечение слуховыми аппаратами № 85 от 27.04.2024 в рамках заключенного государственного контракта от 26.04.2024 № 71-К, заключенного Министерством с ООО «МЕДПРОФ» по обеспечению граждан слуховыми аппаратами.

Выданное направление на обеспечение слуховыми аппаратами действительно в пределах срока действия государственного контракта, в рамках которого оно выдано.

Таким образом, гражданин может реализовать свои права на льготное обеспечение протезными изделиями в любое удобное для него время в период действия полученного направления.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированных утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечен государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются пределах лимитов бюджетных обязательств.

Министерством труда и социальной защиты Саратовской области предоставлена следующая информация по закупке на обеспечение граждан слуховыми аппаратами:

- заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на обеспечение граждан слуховыми аппаратами .010576 на сумму 2 970 000,00 рублей была первоначально направлена в ГКУ СО «Государственное агентство по централизации закупок» (далее - Агентство) ДД.ММ.ГГГГ (в подтверждение: скрин копия из личного кабинета заказчика в региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд <адрес> (далее - РеГИС) (Рис.1);

- в связи с изменением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд к описанию объекта закупки в структурированном виде, на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (применяемых с ДД.ММ.ГГГГ), а также в связи с отсутствием единого законодательного подхода к описанию в структурированном виде объекта закупки в отношении закупок работ и услуг, отсутствия практики направления министерством труда и социальной защиты области (далее - Министерство) аналогичных заявок с учетом указанных изменений, специалистов Агентства не устроило направленное описание объекта закупки, и ДД.ММ.ГГГГ заявка была отозвана Министерством для доработки описания объекта закупки (в подтверждение: скрин копия из личного кабинета заказчика в РеГИС (Рис.2));

- ДД.ММ.ГГГГ доработанная заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на обеспечение граждан слуховыми аппаратами .012096 на сумму 2 970 000,00 рублей была повторно направлена в Агентство (в подтверждение: скрин копия из личного кабинета заказчика в РеГИС (Рис.3));

- ДД.ММ.ГГГГ Агентством в ЕИС было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на обеспечение граждан слуховыми аппаратами;

- ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт -К области на обеспечение граждан слуховыми аппаратами на 2 970 000,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обеспечена слуховыми аппаратами, что подтверждается копией отрывного талона.

В силу разъяснений, изложенных в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 « О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за, счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случае установленных законом.

На основании части первой ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействие: государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальна блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исхода из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан.

По смыслу приведенных нормативных положений граждански законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдай причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежавшие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший же представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Вместе с тем прокуратурой не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении Урусовой М.С. нравственных страданий в результате действий (бездействия Министерства, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав Урусовой М.С. либо посягающих на ее нематериальные блага, и что именно действия (бездействие) Министерства способствовали наступлению неблагоприятных последствий для Урусовой М.С. в период с января до мая 2024 года, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ей морального вреда, наличии причинной связи между действием ответчика и моральным вредом.

Как уже было указано выше, срок обеспечения протезами, ортопедической обувью и слуховыми аппаратами граждан составляет не более трех лет, срок с момента обращения Урусовой М.С. и выдачи направления на получение слухового аппарата составляет три месяца, что является разумным сроком, и говорит о том, что действия Министерства направлены исключительно на защиту прав и интересов граждан и, в свою очередь, исключают каких-либо виновных действий Министерства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, обеспечения Урусовой М.С. слуховыми аппаратами в установленный законом срок, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Урусовой Марии Сергеевны к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить протезными изделиями, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 17.07.2024.

Судья А.А. Волкова

2-2954/2024 ~ М-2517/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Урусова Мария Сергеевна
Прокурор Октябрьского района города Саратова
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
Другие
Министерство финансов Саратовской области
ООО "Медпроф"
ГКУ СО "ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНСТВО ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПОК"
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на сайте суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее