УИД 11RS0001-01-2023-013928-03 Дело № 2-1320/2024 (2-11968/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Никишиной В.В.,
с участием ответчика Поповой Т.И.,
представителя ответчика Попова В.В.,
третьего лица Бондаря Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 февраля 2024 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения города Сыктывкара» к Поповой Татьяне Ивановне о взыскании неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения ...») обратилось в суд с иском к Поповой Т.И. о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия ... за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 600 рублей, социального пособия за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4800 рублей, материальной помощи за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 6 812 рублей, ежемесячной денежной выплаты ... ** ** ** ..., за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 173 735 рублей.
...
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен ФИО4 ...
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик, представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласились, указав на пропуск истцом срока исковой давности, а также на отсутствие недобросовестности со стороны ответчика, пояснив, что последней были представлены справки, выданные работодателем её супруга - ООО «...».
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании поддержал позицию ответчиков, указав, чо справки, представленные Поповой Т.И. в ГБУ РК «ЦСЗН
г. Сыктывкара», выдавались им, соответственно она не должна ответчать за недостоверность данных справок или ошибок, содержащихся в них. По поводу ошибок в справке, он давал специалисту Центра объяснения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. второй ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. четвертый ч. 2 ст. 8 Федерального закона
«О государственной социальной помощи»).
В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» в Республике Коми принят Закон Республики Коми от 12.11.2004
№ 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».
Настоящий Закон определяет в рамках полномочий субъекта Российской Федерации размеры, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным ст. 12(1) Федерального закона «О государственной социальной помощи», проживающим в Республике Коми.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан может быть предоставлена государственная социальная помощь, в том числе, в виде социального пособия, материальной помощи.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ
«О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста восемнадцати лет в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими, назначается и выплачивается пособие на ребенка.
Частью 4-1 статьи 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ установлено, что семьям, имеющим детей, предоставляется государственная гарантия в виде ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении в них после 31 декабря 2012 года, но не позднее 31 декабря 2022 года третьего ребенка или последующих детей - до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата).
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия.
В соответствии с данным Порядком для признания семьи малоимущей гражданин от имени своей семьи либо лицо, являющееся представителем гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, документы, в том числе (подпункт 3 пункта 2).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Порядка заявитель вправе представить в центр или МФЦ: сведения о денежных доходах за расчетный период гражданина и всех членов его семьи: а) о пенсии и других выплатах пенсионерам, получаемых в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации; б) о пособии по безработице и других выплатах безработным гражданам, получаемых в органах занятости населения; в) о размере социальных выплат, получаемых гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Коми; г) о доходах физических лиц, о доходах от предпринимательской деятельности, находящихся в распоряжении Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 4 Порядка (в редакции, действующей на дату обращения Поповой Т.И. с заявлением), в случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы, указанные в пункте 3 настоящих Порядка и условий, центр или МФЦ в течение 5 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 2 настоящих Порядка и условий, запрашивает их в рамках межведомственного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п. 17 Порядка центр принимает решение о прекращении статуса малоимущей семьи в случае выявления в период признания семьи малоимущей факта представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признания семьи малоимущей либо при исполнении им обязанности, предусмотренной п. 15 Порядка.
Центр принимает решение об отмене решения о признании малоимущей семьи в случае выявления по истечении срока признания семьи малоимущей факта представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в предыдущих расчетных периодах, предыдущих периодах признания семьи малоимущей, включая месяцы подачи документов, указанных в п. 2 Порядка, для признания семьи малоимущей либо при исполнении им обязанности, предусмотренной п. 15 Порядка.
Решение о прекращении статуса малоимущей семьи и (или) отмене решения о признании семьи малоимущей принимается центром в течение 5 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
...
...
...
...
В связи с предоставлением ответчиком недостоверных сведений о доходах членов семьи, ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» принято решение об отмене ранее принятых решений.
Уведомление от ** ** ** Поповой Т.И. сообщено об отмене ранее принятых решений и предложено в добровольном порядке внести в кассу Учреждения переплату ежемесячного пособия ... за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 12 600 рублей, социального пособия за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 4800 рублей, материальной помощи за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 6 812 рублей, ежемесячной денежной выплаты ... за период с ** ** ** по ** ** ** в размере 173 735 рублей.
В добровольном порядке ответчик отказалась возвращать излишне полученные средства, в связи с чем, ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» обратилось в суд о взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в том числе в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственной социальной помощи, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Закона Республики Коми «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.
В связи с этим, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной и выплаченной гражданину государственной социальной помощи малоимущим семьям, предусмотренной нормами Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», Закона Республики Коми «О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей» подлежат применению положения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения пенсий и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае мер социальной поддержки, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае в ходе рассмотрения дела стороной истца доказательств умышленных недобросовестных действий ответчика с целью получения государственной социальной помощи, либо наличия счетной ошибки суду не представлено.
Так, в ходе рассмотрения дела ответчик пояснила, что при первичном обращении с заявлением о присвоении ... она предоставила справки о ..., которые предоставил работодатель супруга ООО «...»; о наличии недостоверных сведений ей не быо известно, умысла предоставлять недостоверные сведения у нее не было.
Как следует из пояснений третьего лица, он являлся работодателем ФИО5, также он ... предоставлял спорные справки; отсутствие сведений в налоговой инспекции может объяснить задержкой в предоставлении отчетности.
Стороной истца не представлено допустимых доказательств, опровергающих доводы ответчика.
Также судом учитывается следующее.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Орган социальной защиты населения направляет межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие - осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
В данном случае орган социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия имел возможность получать информацию и проверить сведения о доходах лица, получающего меры государственной социальной поддержки, а также членов его семьи.
В спорном случае истцом не проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась как от субъекта исполнительной власти, не приняты все разумные меры, направленные на проверку информации, касающейся прав ответчика и членов ее семьи на признание малоимущими.
Также ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности обращения в суд.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение срока исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица или о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо, в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
Из материалов дела следует, что в суд с иском истец обратился ** ** **.
В силу правовой позиции, изложенной в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Таким образом, истцом пропущен срок обращения в суд для взыскания излишне выплаченных сумм с ответчика за период до 19.10.2020.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (...) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.