Дело №
УИД №RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Горюнова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3, представителя ответчика МБДОУ № «Сказка» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление прокурора <адрес> Республики Адыгея в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ № «Сказка» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к МБДОУ № «Сказка» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте, в обоснование указав, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея проведена проверка исполнения трудового законодательства на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в соответствии со штатным расписанием МБДОУ № «Сказка» в общеобразовательной организации имеются различные должности. В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства, МБДОУ № «Сказка» не заключался специальный договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, специальная проверка условий труда до настоящего времени не проведена, что грубо ущемляет конституционные права работников МБДОУ № «Сказка» на безопасные условия и охрану труда. Просил обязать МБДОУ № «Сказка» провести специальную оценку труда должностей согласно штатного расписания.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» в лице заведующей ФИО4 исковые требования признала и в обоснование своей позиции по делу пояснила, что для устранения нарушения, выявленного в ходе прокурорской проверки были предприняты меры, и ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» и ООО «Центр экспертизы труда» уже заключен договор о проведении работ по специальной оценке условий труда, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
На основании абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке труда" № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Так в силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи. (ч.2 ст. 17). Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Адыгея проведена проверка исполнения трудового законодательства на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что в соответствии со штатным расписанием МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» в образовательной организации имеется ряд должностей.
Согласно штатного расписания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» имеются должности: заведующей, заместитель заведующей по воспитательной работе, заместитель заведующей по хозяйственной части, учитель-логопед, педагог-организатор, воспитатели (16 единиц), инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель (2 единицы) педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, делопроизводитель, младший воспитатель (12 единиц), кастелянша, машинист по стирке, кладовщик, дворник (2 единицы) шеф-повар, повар (2,5 единицы) кухрабочий (2,5 единицы) сторож (3 единицы) уборщик.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства, МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» не заключался специальный договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, специальная проверка условий труда до настоящего времени не проведена, что грубо ущемляет конституционные права работников МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» на безопасные условия и охрану труда.
По результатам проверки прокуратурой <адрес> Республики Адыгея было внесено представление за № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием безотлагательного рассмотрения представления принятия конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес прокуратуры <адрес> Республики Адыгея поступила информация от МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» о том, что нарушение, выявленное в ходе проверки, будет устранено в наступающем году с учетом включения указанных расходов при формировании и утверждении муниципального бюджета МО «<адрес>» на 2022 год.
ДД.ММ.ГГГГ между МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» и ООО «Центр экспертизы труда» заключен договор №-СОУТ на проведение работ по специальной оценке условий труда.
Согласно п. 1 Договора организация приняла на себя обязанность проведения работ по специальной оценке условий труда, в соответствии с представленным Заказчиком перечнем рабочих мест, подлежащих оценке в количестве 41-го места.
В соответствии с п. 2.4.8 Договора Исполнитель обязуется подготовить и передать Заказчику Отчет о проведении специальной оценки условий труда (протоколы исследований и испытаний (при их наличии), изготовленные Испытательной лабораторией ООО «ЦЭТ»). Срок действия договора: с момента заключения и до ДД.ММ.ГГГГ (п.4.3).
Однако на момент рассмотрения настоящего дела суду ответчиком не представлены доказательства устранения указанных нарушений в полном объеме.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что прокурором правомерно предъявлены требования к ответчику, поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудового законодательства, выразившийся в непроведении специальной оценки условий труда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> Реуспублики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочем месте удовлетворить полностью.
Обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» провести специальную оценку труда должностей согласно штатного расписания:
заведующей, заместитель заведующей по воспитательной работе, заместитель заведующей по хозяйственной части, учитель-логопед, педагог-организатор, воспитатели (16 единиц), инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель (2 единицы) педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, делопроизводитель, младший воспитатель (12 единиц), кастелянша, машинист по стирке, кладовщик, дворник (2 единицы) шеф-повар, повар (2,5 единицы) кухрабочий (2,5 единицы) сторож (3 единицы) уборщик.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья М.С. Горюнова