Дело № 2-6202/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бычковой Э.Р., при секретаре Кобяковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПАО «Ингосстрах» к Шамовой О. В. о признании договора страхования недействительным,
установил:
СПАО «Ингосстрах» обратилось в суд с иском к Шамовой О.В. о признании договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ № № недействительным, применении последствий недействительности сделки, и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между СПАО «Ингосстрах» и Шамовой О.В. и Шамовым К.А. заключен договор № №, срок договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Застрахованными лицами по джоговору страхования являются Шамова О.В. и Шамов К.А. Договор страхования заключен в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору №-R83/2425 от ДД.ММ.ГГГГ. Неотъемлемой частью кредитного договора являются Правила комплексного и ипотечного страхования СПАО «Ингосстрах», утвержденные ДД.ММ.ГГГГ. Договор страхования не предусматривает страхование имущественных интересов, связанных с риском смерти или утратой трудоспособности лиц с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Согласно ст.53 Правил страхователь или его представитель обязаны сообщить страховщику, известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размере возможных убытков от его наступления. Всякое введение страховщика в заблуждение относительно указанных факторов риска является основанием для предъявления страховщиком требования признания договора недействительным и применения последствий недействительности сделки. Страхователь либо его представитель, застрахованные лица обязаны сообщить страховщику в заявлении известные обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая. Согласно ст.9 Правил страхования лица, страдающие на момент заключения договора страхования онкологическими заболеваниями, психическими заболевания, тяжелыми расстройствами нервной системы, лица с врожденными аномалиями, инвалиды 1 или 2 группы, носители ВИЧ или больные СПИДом, а также лица, состоящие на учете в психоневрологическом, противотуберкулезном и/или наркологическом диспансере, могут быть застрахованы с согласия страховщика только при условии, что до заключения договора страхования страховщик был письменно уведомлен страхователем о состоянии здоровья застрахованного лица.
При заключении договора страхования в заявлении-вопроснике ДД.ММ.ГГГГ в разделе «данные о застрахованном лице», а именно в п.6.6 на вопрос «были ли у Вас когда-либо выявлены заболевания сердца: пороки, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт, ревматизм, эно-и/или миокардит, боли за грудиной, одышка, нарушения сердечного ритма, шумы в сердце и др.» застрахованный ответил «нет». Однако согласно информации из медицинских документов Шамову К.А. до заключения договора страхования, а именно ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз «Ишемическая болезнь сердца. Смерть Шамова К.А. наступила от ишемической болезни сердца, острой коронарной недостаточности. Однако при оформлении договора страхования в заявлении-вопроснике Шамовым К.А. не был отражен факт наличия заболевания сердечно-сосудистой системы. Поскольку на стадии заключения договора страхования застрахованное лицо сообщил страховщику заведомо ложные сведения, касающиеся состояния здоровья, договор страхования подлежит признанию недействительным.
В судебном заседании представитель истца СПАО «Ингосстрах» Ардаширова Л.В. иск поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Шамова О.В. не судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Шамовой О.В. - Шайхуллина Л.Д. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица ПАО «Банк УралСиб» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу ч. 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определено, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В силу пункта 1 статьи 9 указанного Закона событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
В силу пункта 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик вправе требовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Кодекса, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
Из содержания пункта 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что недействительность договора является последствием субъективного поведения страхователя.
При этом обязательным условием для применения нормы о недействительности сделки (статья 179 Гражданского кодекса Российской Федерации) является именно наличие умысла страхователя.
Наличие у страхователя заболеваний, которые не повлекли наступление страхового случая, и о которых он не сообщил страховщику, не является обстоятельством, имеющим существенное значение, предусмотренным приведенными выше положениями статьи 944 ГК РФ.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между СПАО «Ингосстрах» и Шамовой О.В., Шамовым К.А. заключен договор добровольного страхования жизни № № на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям договора страховыми рисками являются: «смерть в результате несчастного случая и/или болезни», «инвалидность 1 или 2 группы в результате несчастного случая и/или болезни», страховая сумма 1 713 800 рублей.
Страховая премия страхователем уплачена в сумме 16 161,13 рублей.
Обращаясь с иском о признании недействительным вышеуказанного договора страхования и применении последствий недействительности сделки, страховщик ссылается на то, что Шамов К.А. и Шамова О.В. при заключении договора страхования и заполнении анкеты-заявления указали недостоверные сведения о состоянии своего здоровья, чем нарушил статьи 53, 9 Правил страхования.
По условиям ст.53 вышеуказанных Правил страхователь или его представитель обязаны сообщить страховщику, известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размере возможных убытков от его наступления.
Согласно ст.9 Правил страхования лица, страдающие на момент заключения договора страхования онкологическими заболеваниями, психическими заболевания, тяжелыми расстройствами нервной системы, лица с врожденными аномалиями, инвалиды 1 или 2 группы, носители ВИЧ или больные СПИДом, а также лица, состоящие на учете в психоневрологическом, противотуберкулезном и/или наркологическом диспансере, могут быть застрахованы с согласия страховщика только при условии, что до заключения договора страхования страховщик был письменно уведомлен страхователем о состоянии здоровья застрахованного лица.
При заключении договора страхования в заявлении-вопроснике
ДД.ММ.ГГГГ в разделе «данные о застрахованном лице», а именно в п.8.а. на вопрос «были ли у Вас когда-либо выявлены заболевания сердца: пороки, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт, ревматизм, эндо-и/или миокардит, боли за грудиной, одышка, нарушения сердечного ритма, шумы в сердце и др.» Шамов К.А. и Шамова О.В. ответили «нет».
Согласно информации из медицинских документов Шамову К.А. до заключения договора страхования, а именно ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз «Ишемическая болезнь сердца».
ДД.ММ.ГГГГ Шамов К.А. умер, причина смерти: «левожелудочковая недостаточность, другие формы острой ишемической болезни сердца».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебно-медицинская экспертиза для установления наличия каких-либо заболеваний у Шамова К.А. На момент заключения договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ, наличия ишемической болезни сердца до ДД.ММ.ГГГГ, установления причинно-следственной связи между установленными до заключения договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ заболеваниями и причиной смерти.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы ГБУЗ БСМЭ Минздрава Республики Башкортостан №-П от ДД.ММ.ГГГГ, у Шамова К.А., согласно данным представленной медицинской документации, до ДД.ММ.ГГГГ диагностировались следующие заболевания: ишемическая болезнь сердца, нарушение ритма по типу желудочковой экстрасистологии средней степени тяжести, ушиб другой неуточненной части стопы, другие формы хронической ишемической болезни, хронический бронхит неуточненный, острая инфекция верхних дыхательных путей неуточненная, острая респираторно вирусная инфекция, катаральная форма.
Диагноз «ишемическая болезнь сердца», согласно данным представленной медицинской документации, был диагностирован у Шамова К.А. ранее ДД.ММ.ГГГГ, а именно при обращении к терапевту ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Смерть Шамова К.А. наступила от ишемической болезни сердца, что подтверждается данными судебно-медицинской экспертизы его трупа, а также результатами гистологического исследования кусочков внутренних органов: увеличение массы и размеров сердца (сердце размером 8х11х8см., массой 360 грамм, плотное на ощупь, не обильно обложено жиром), увеличение толщины миокарда до 1,7 см., венозное полнокровие внутренних органов, жидкое состояние крови в сосудах и полостях сердца, артерио-артериолоспазм и малокровие миокарда с очагами, участками фрагментации мышечных волокон, повреждением единичных кардиомиоцитов, экстра-и интрамуральный артериосклероз, субэпикардиальные очажки заместительного кардиосклероза, периваскулярный кардиосклероз, липофусциноз кардиомиоцитов.
Таким образом, в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы усматривается причинно-следственная связь между диагностированными у Шамова К.А. до заключения договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ заболеваниями и причиной смерти.
Изучив данное экспертное заключение, суд считает необходимым принять его в качестве надлежащего доказательства, так как оно в полном объеме, отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на примененные методы исследования, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела, в том числе медицинские документы Шамова К.А.. Эксперты, производившие экспертизу, были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, о чем имеется соответствующая подписка.
Суд оценивает данное заключение как достоверное, допустимое, относимое и достаточное доказательство, составленное в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на момент заключения договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ страхователь, зная наличие у него заболеваний, не сообщил страховщику эти сведения.
Договор страхования может быть признан недействительным при доказанности факта заведомо ложного сообщения сведений о состоянии здоровья, а также при доказанности того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных, убытков от его наступления.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований СПАО «Ингосстрах» о признании договора страхования от ДД.ММ.ГГГГ № MRG1932749/21 недействительным, применении последствий недействительности.
На основании ст.98 ГПК РФ с Шамовой О.В. в пользу СПАО «Ингосстрах» подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб., а также расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 40 078 руб. Указанные расходы подтверждены соответствующими платежными документами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░
░░.░░.░░░░ № №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40 078 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░