УИД 74RS0025-01-2023-001233-30
Дело №2-45/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Андрияновой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Дудиной М.В., представителя ответчика МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» Чащиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) о возложении обязанности привести здание дома культуры, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Сугояк, ул. Казанцева, 109, в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр, путем оборудования пандуса (съезда) в соответствии с п. 6.1.2. СП 59.13330.2020, оборудования при входе в здание наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2020 (л.д. 133, 134).
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части безбарьерной среды в учреждениях культуры Красноармейского района выявлено, что в здании дома культуры по адресу: с. Сугояк, ул. Казанцева, 109 нарушены требования п.п. 6.1.1., 6.1.2., 6.1.6, 6.5.9. СП 59.13330.2020. По факту выявленных нарушений 07 октября 2022 года в МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» вносилось представление, однако до настоящего времени недостатки в полном объеме не устранены. Собственником объекта недвижимости являлось Сугоякское сельское поселение, которым 13 ноября 2023 года спорное здание дома культуры передано в собственность муниципального района. Ответчик использует нежилое здание на основании распоряжения КУИиЗО администрации Красноармейского муниципального района от 24 ноября 2023 года на праве оперативного управления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дудина М.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» Чащина Т.С. в судебном заседании с иском согласилась частично, просила предоставить срок 1 год для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц администрации Сугоякского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района», администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, по представленным доказательствам.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Как следует из материалов дела, нежилое здание – дом культуры площадью 1054,8 кв. метров с кадастровым номером 74:12:0205002:304, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Сугояк, ул. Казанцева, 109, находилось в собственности муниципального образования «Сугоякское сельское поселение» Красноармейского муниципального района Челябинской области с 17 октября 2019 года (л.д. 11-13).
01 января 2022 года между администрацией Сугоякского сельского поселения (ссудодатель) и МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» (ссудополучатель) заключен договор №02 безвозмездного пользования нежилым зданием по указанному выше адресу на неопределенный срок (п. 1.1., 4.5. договора) (л.д. 14-16, 59-61).
В силу п. 2.2. договора ссудополучатель обязуется использовать помещение в соответствии с его назначением; поддерживать помещение в надлежащем состоянии, производить текущий ремонт и нести необходимые расходы, связанные с содержанием здания; соблюдать в здании действующие санитарно-технические нормы и обеспечивать пожарную безопасность; обеспечивать своими силами или с привлечением третьих лиц охрану своего имущества и оборудования, расположенного в здании.
Представлением прокурора Красноармейского муниципального района Челябинской области от 07 октября 2022 года №30-2012 МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» указано не необходимость устранения нарушений требований СП 59.13330.2020 (л.д. 7, 8).
В ответе от 27 октября 2023 года № 21-01/518 МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» сообщило о возможности проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений после распределения субсидий местным бюджетам в соответствии с проектом областного бюджета на 2023-2025 годы (л.д. 9, 10).
Актом осмотра от 29 июня 2023 года по адресу: с. Сугояк, ул. Казанцева, 109 установлено, что на входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка для слабовидящих граждан, что является нарушением п. 6.1.6. СП 59.13330.2020, отсутствует пандус, что является нарушением п. 6.1.2. СП 59.13330.2020, отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения перед входом в здание и внутри помещения, что является нарушением п. 6.5.9. СП 59.13330.2020, при входе в здание отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом, что является нарушением п. 6.1.1. СП 59.13330.2020 (л.д. 17-19).
В ходе рассмотрения настоящего дела нарушения п.п. 6.1.6., 6.5.9 СП 59.13330.2020 были устранены ответчиком, что привело к уточнению исковых требований (л.д. 46-58, 89-92 133, 134).
Судом также установлено, что 13 ноября 2023 года между муниципальным образованием «Сугоякское сельское поселение» и муниципальным образованием «Красноармейский муниципальный район» заключен договор, в соответствии с п. 1 которого его предметом является безвозмездная передача в собственность последнего нежилого здания с КН 74:12:0205002:304, расположенного по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Сугояк, ул. Казанцева, 109, для обеспечения поселений, входящих в состав Красноармейского муниципального района услугами по организации досуга и услугами организаций культуры в соответствии с п. 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 109-111). Право собственности муниципального образования «Красноармейский муниципальный район» на данное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке 17 ноября 2023 года (л.д. 112-114).
В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №518 от 24 ноября 2023 года нежилое здание – дом культуры, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Сугояк, ул. Казанцева, 109, передано в оперативное управление МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» (л.д. 122-125).
При этом в силу п. 2.2. распоряжения ответчик обязать осуществлять капитальный и текущий ремонт здания, не допускать ухудшения технического состояния, закрепленного на праве оперативного управления имущества.
Аналогичные обязательства МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» в отношении переданного ему на праве управления имущества закреплены п. 3.2., 3.3. Устава (л.д. 62-71).
12 декабря 2023 года на основании распоряжения администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №866-р движимое имущество, передаваемое из казны Сугоякского сельского поселения принято в собственность муниципального района, закреплено на праве оперативного управления за МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» (л.д. 115-119).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, собственников и владельцев зданий и сооружений, обладающих иным правом.
Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Таким образом, поскольку ответчиком не обеспечено в полном объеме право инвалидов и иных маломобильных граждан на беспрепятственный доступ в учреждение культуры и к предоставляемым им услугам, доказательств отсутствия технической возможности выполнения указанных прокурором работы по установке необходимого пандуса не представлено, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования, с учетом их уточнения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершать определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая срок устранения нарушений в течение 1 года, суд учитывает позицию ответчика, просившего об установлении данного срока, согласие с данным сроком истца, считает, что указанный срок, учитывая объем предстоящих работ, отвечает требованиям разумности и справедливости, принимает во внимание, что исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться таким образом, чтобы был обеспечен баланс законных интересов не только взыскателя, но и должника.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу привести нежилое здание - дом культуры, расположенное по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, с. Сугояк, ул. Казанцева, 109, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр, путем оборудования пандуса в соответствии с п. 6.1.2. СП 59.13330.2020, оборудования при входе в здание наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2020.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий подпись О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года
Копия верна. Судья О.С. Бутакова